Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

След в истории

КЛИМ и Крест Евфросинии

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Людмила ГРИШАНОВА.

Авторитетные службы Беларуси предпринимают немалые усилия в розыске национальной святыни – Креста Евфросинии Полоцкой. Поиском реликвии и возможностям ее местонахождения посвящалось очередное заседание КЛИМа. Так называется сокращенно Клуб любителей истории «Могилевчане», который действует при Центральной городской библиотеке им.К.Маркса. С недавнего времени КЛИМ возглавляет Сергей Богданович, который с 1990-х годов занимался поиском Креста.

Национальное достояние и ювелирный шедевр
Крест-мощевик был изготовлен в 1161 г. по заказу святой игумении Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали Крест содержал в себе христианские святыни: частицы – Животворящего Древа с каплей Крови Христа, камня Гроба Господня, мощей святых великомучеников. Для его создания использовалось кипарисовое дерево, золотые и серебряные пластины с эмалевыми изображениями святых, орнаментом, драгоценные камни. Крест представлял собой великую духовную ценность и произведение ювелирного искусства. Ради устрашения тех, кто покусится на святыню, мастер вывел на Кресте заклятие от воровства. На современном языке его слова звучат так: «Пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря… да будет проклят Святой Животворящей Троицей и святыми отцами…» Считается, что заклятие на протяжении веков способствовало сохранности Креста. Существует предание, что подлинная святыня никогда не покидала Полоцка, а была надежно замурована в стенах храма. На всеобщее обозрение якобы представлялись копии Креста. Но так ли это было на самом деле?

Сокровища из комнаты-сейфа
Прошли богобоязненные времена. После изъятия большевиками церковной святыни последним известным местом ее пребывания стал Могилев. А точнее, комната-сейф в здании Могилевского обкома партии (ныне – музей им.Масленикова), в котором до революции находился банк.
«Это спецхранилище в здании музея по ул.Миронова (до передачи обкому в здании располагался музей – авт.) представляло собой комнату размером 3х5 метров, высотой до 3-х метров с металлической решеткой и ставней на окне, тройной металлической дверью с секретным набором шифров в замке, ключ от которой находился только у директора музея и которая кроме этого была всегда опломбирована и опечатана», – писал в 1971 г. известный могилевский краевед Иероним Филиппович, одно время работавший в музее.


Вход в комнату-сейф демонстрирует Светлана Строгина.

По свидетельству Филипповича, в этом спецхранилище сберегались изъятые при закрытии местных церквей особо чтимые, считавшиеся чудотворными иконы, ценные как исторические памятники. Они были украшены золотыми и позолоченными окладами с драгоценными камнями, бусами из жемчуга.
Директор музея Иван Мигулин, работавший в нем с довоенной поры, утверждал, что в бронированной комнате-сейфе находилось 4 ящика, в которые было упаковано 369 особо ценных предметов.
– Большая коллекция оружия 16 века, золотые женские украшения из раскопок Помпеи, серебряный поднос Александра Македонского, булова Сигизмунда III, – перечислял Сергей Богданович, информируя любителей истории, собравшихся в зале городской ратуши.
Во главе списка культурно-исторических ценностей, хранившихся в Могилевском государственном историческом музее до войны, составленного Мигулиным по памяти после его возвращения из эвакуации, значились следующие сокровища: «1. Золотой и серебряный ключи Могилева. 2. Две серебряные печати Могилева, данные ему с Магдебургским правом. 3. Крест Евфросинии Полоцкой, деревянный, обложенный золотом и украшенный драгоценными камнями и византийской перегородчатой эмалью…»

Слуцкое Евангелие и версии поисков святыни
– Крест Евфросинии Полоцкой – национальная святыня. Его поиск, начатый с 1990 года, длился многие годы. За это время проделана огромная оперативная, исследовательская работа, изучены архивы Беларуси и России, – рассказывал Сергей Богданович, акцентируя внимание на том, что просвет в истории с Крестом забрезжил, когда в 2003 г. в Беларуси появилось Слуцкое Евангелие. – Это тоже национальная святыня из могилевского сбора. Они передавались в Могилев одновременно, но по разным актам, которые есть в наличии с описанием реликвий.
Руководитель клуба поделился своими впечатлениями от встречи с подлинником рукописного Слуцкого Евангелия, которое он держал в руках будучи на аудиенции у Митрополита Филарета.
– Мы проводим работу: кто его принес, где хранилось все это время, – подчеркнул Богданович.
В ходе поисков Креста Евфросинии Полоцкой отрабатывались разные версии. Успели реликвию эвакуировать из Могилева в Россию или сокровища из комнаты-сейфа изъяли оккупанты? Может, истина находится посередине: Крест не покидал пределов Беларуси и даже Могилева? Изучались свидетельства людей, которые рассказывали об участии родственников в транспортировке ценного груза.
Сергей Богданович и выступивший с докладом заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин МГУ им.А.А.Кулешова профессор Игорь Марзалюк сходятся во мнении, что следы Креста ведут в Москву.
– Известный российский историк Леонид Васильевич Алексеев писал в своей монографии, что ему удалось в 1956 году достать фотографию Креста, – информировал Игорь Александрович. – Когда мастер Николай Кузьмич воссоздавал национальную реликвию, то ему прислали слайды с изображением святыни.
– Меня, как сенатора, волнует, что в нашей стране нет соответствующей структуры по реституции национальных ценностей, – продолжил Игорь Марзалюк и привел примеры. Когда местонахождение белорусских коллекций известно, но их возвращение проблематично.
Несмотря на то, что на весах поисков перевешивает «московская» версия, заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки им.К.Маркса Елена Астапова предложила ознакомиться с альтернативной «восточно-прусской» версией, связавшись по скайпу с представителем клуба «Белый поиск» г.Калининграда Николаем Шумиловым. Калининградец предполагает, что сокровища из Могилева могут находиться в подземных хранилищах, устроенных в каменоломнях, подходы к которым были взорваны нацистами при наступлении советских войск. Денег на изыскания, к сожалению, нет.

История реликвии, как источник вдохновения
Посредством скайпа могилевчане смогли пообщаться и с начинающей писательницей Ольгой Тарасевич, автором детектива «Тайна Креста Евфросинии».
Поиски белорусской святыни вдохновили и создателей 8-серийного фильма «Немец». Участникам заседания клуба был показан отрывок телеверсии с историей изъятия Креста из комнаты-сейфа в Могилеве.
…Действие происходит в подвальном помещении с краснокирпичными стенами и сводами, хлипкой дверью-решеткой, которую открывают, сбив замок одним выстрелом.
– Под зданием есть такие подвалы, сейчас недоступные. По официальной версии немцы проходили мимо окна и заметили, что в комнате что-то блестит, – комментировал увиденное на экране Сергей Богданович. – На самом деле комната-сейф сейчас находится на втором этаже: в ее окно увидеть с улицы что-либо нереально. Решетка была неповрежденной и до 70-х годов лежала в подвале.
– Решетка и сейчас хранится, – пояснила заместитель директора по научной работе Могилевского областного художественного музея им.П.В.Масленикова Светлана Строгина. – На Рождество Христово в музее откроется новая экспозиция «Тайна Креста».
Остается добавить, что заседание КЛИМа закончилось на позитивной ноте – демонстрацией отрывка из сериала «Немец», где один из героев произносит: «Крест остался в белорусской земле…»