Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

След в истории

История Могилева и могилевчан в семейных фотоархивах

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Вера ПЕТРОВА.

Всматриваясь в эти лица, невольно понимаешь, что за каждым из них – судьба, биография, часть нашей с вами истории. Они, как и мы, могилевчане, но жившие здесь более 100 лет назад.

Как-то в Санкт-Петербурге случайно забрела в необычный комиссионный магазин. Среди самоваров разных мастей и размеров, старых механических кофемолок, часов с боем, новогодних елочных украшений середины прошлого века, еще довоенных голых пупсов, раритетной мебели, вычурных канделябров и каких-то «дамских штучек» вдруг увидела… фотографии.

Фото людей – одиночные и групповые портреты 19 – начала 20 века, занимали пару полок. Вот морячок Российского Императорского флота мило улыбается из глубины времен; молодая дама в длинном платье с кринолином кокетливо опирается на зонтик; семейная пара – он красавец с черными усиками и бутоньеркой в петлице, она – миловидная особа в роскошной шляпке… На мои расспросы продавец вежливо ответила, что портреты после смерти хозяев – потомков тех, кто на фото, – были сданы сюда знакомыми или соседями по коммуналке и теперь продаются. Авось и на них найдется покупатель, интересующийся историей, хотя имена запечатленных на снимках, как и сведения об их жизни, уже утеряны.

Фото из архива семьи Владимировых.

Это воспоминание неожиданно всплыло в памяти спустя несколько лет, когда подруга вдруг предложила посмотреть старинный семейный альбом. На его страницах тоже оказались снимки людей, чьи имена, к сожалению, позабылись. Но их взгляд «оттуда», из глубины прошлого века, на нас, сегодняшних, завораживает и заставляет звучать какие-то незримые струны души. Всматриваясь в эти лица, невольно понимаешь, что за каждым из них – судьба, биография, часть нашей с вами истории. Они, как и мы, могилевчане, но жившие здесь более 100 лет назад. Правда, не все фото сделаны в Могилеве, некоторые «приехали» из тех городов, куда заносила судьба их «хозяев». Вот по-французски – адрес фотоателье: «Ателье «Рембрандт». Рю Дерибас. Маисон Хакаловская». По каким делам был импозантный мужчина средних лет в Одессе? Его молодой родственник тоже снят в этом приморском городе, но уже в фотоателье Горнштейна. Кстати, в Одессе на Дерибасовской на протяжении 800 метров почти в каждом доме в начале 20 века существовало фотозаведение. Например, упомянутое ателье «Рембрандт» принадлежало мещанину С.Купербергу с 1901 года и располагалось по адресу: «на Дерибасовской, в доме Хакаловской, № 21». Сейчас на месте этого дома торговый центр «Европа». Компаньоны Абрам Горнштейн и Яков Тираспольский, содержавшие совместное фотоателье («Придворная фотография. Я.Тираспольский, А. Горнштейн»), были людьми в своей области весьма выдающимися. Тираспольский заслужил благодарности, лестные отзывы и награды от «Их Величеств и Их Императорских Высочеств» и других царствующих особ. Кроме того, он имел «фотографии», помимо Одессы, в Воронеже, Лодзи и Варшаве. А Горнштейн, одесский мещанин, окончил Императорский Фотографический институт в Вене.

А вот другой адрес: «М.Бабянская. Карачев» – семейная чета позирует фотографу в городке Орловской губернии (ныне – Брянская область). Юноша с усиками сфотографировался на память в украинском Николаеве, в ателье Э. Мальта.

Среди могилевских фотографов рубежа 19 – 20 веков выделяются такие имена, как С. Александров, П. Катанская, Ш. Печерский (известен под фамилией С. Дынин), Л. Перельман, Е. Селецкая, И. Немченко, И.Иванов. К 1912 году в городе появились «фотографии» Дракина на Днепровском проспекте, Фридмана – на Луполово и М. Черешкина – в Пожарном переулке в доме Левина. Одним из лучших фотографов Могилева губернского несомненно был Монахим Фишман, фотографическое ателье которого находилось на Большой Садовой улице в доме Перельмана. Могилевчане не уступали одесситам в качестве снимков. Их безупречные работы демонстрировались на международных выставках в Вене и Париже и были удостоены высоких наград – «Золотой», «Бронзовой» и других медалей.

Фишман лично был награжден медалями «За труд в Искусстве» (вручена ему в Могилеве в 1902 году) и двумя «Золотыми медалями» (выставка в Вене в 1906 году и в Париже в 1907 году). Все его снимки – и портреты простых обывателей, и групповые фото – носили высокохудожественный характер и были достаточно профессиональными для провинциального фотографа того времени. Немудрено, что могилевчане с охотой посещали городские «фотографии».

Не преминула посетить одно из могилевских ателье и чета Владимировых – Анна Егоровна и Венедикт Петрович, о которых в семье до сих пор хранится печальное предание. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, супруги ушли на фронт, оставив детей на попечение родственников: он – врачом, она – сестрой милосердия. К сожалению, военные действия разлучили мужа и жену. Но, несмотря на это, каждый из них мужественно продолжал свое дело. Анна Егоровна выносила бойцов с поля боя, помогала врачам во время операций. Венедикт Петрович лечил больных солдат. Когда, заразившись инфекционным заболеванием, он скоропостижно умер, его жена пересекла огромное расстояние в теплушках и на крышах вагонов, чтобы отыскать могилу мужа…

Как бы ни разбросала судьба всех этих людей при жизни, она свела их вместе в одном альбоме, который сохранили родственники. Жаль, что фотографии не могут рассказать нам что-то большее о запечатленных на них мужчинах и женщинах, но в любом случае ценны они тем, что являются кусочком эпохи, безвозвратно канувшей в Лету. Кто знает, может, наши далекие потомки тоже когда-нибудь откроют альбом с изображением нас, сегодняшних, и вспомнят о том, что мы были?..