Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

fokus-niki.ru

След в истории

Белые пятна истории

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Андрей СКОРОБОГАТОВ

История Могилевщины сложна и запутана, полна тайн, парадоксов и одновременно — чрезвычайно увлекательна. В субботу на базе Эсьмонского учебного комплекса детский сад-средняя школа прошли традиционные краеведческие чтения общественной инициативы малых местечек Могилевщины.
Краеведы из Белыничского, Климовичского, Осиповичского, Чаусского, Круглянского, Могилевского, Шклов-ского и Быховского районов, города Могилева посетили школьный музей, родину писателя Николая Телеша — белыничскую деревню Заозерье. Подарили библиотеке книги краеведческой тематики. Школьники в свою очередь исполнили фрагмент пьесы «Павлинка», представили национальные костюмы Белыничского района, продемонстрировали мастерство игры на ложках и других народных инструментах.
— Ассоциация зародилась 5 лет назад, — говорит краевед из Белынич Михаил Карпеченко. — Тогда же на Краснопольщине состоялись и первые чтения. Краеведением, как правило, занимаются энтузиасты. Многие из них имеют интересные наработки, с которыми, к сожалению, знаком лишь узкий круг любителей истории. А ведь в Беларуси есть много мест, когда-то игравших значительную роль в развитии регионов. И на перекрестье, переплетении событий давних времен открывается история всей нашей страны.
Самое большое впечатление на краеведов произвели каменные изваяния, которые находятся в лесу на Эсьмонщине. «МВ» уже писали об этом загадочном месте, усеянном многочисленными камнями, на которых можно рассмотреть средневековый христианский крест и крест богини Можаны, трезубец, глубокий отпечаток человеческой ступни, изображение конской головы, фигурки человека.
Что это за место — до сих пор не знает никто. Одни уверяю, что это языческое святилище. Другие — древнее кладбище. Третьи думают, что здесь проходил альтернативный путь из варяг в греки. Ученые же эсьмонские леса продолжают игнорировать.
Шкловский краевед Михаил Кучеренко попробовал исследовать местность, применив свою теорию поиска языческих святилищ, но и он не дал ясного ответа:
— По всем признакам тут было культовое языческое сооружение. Все сделано строго по канонам, камни расположены в строгом порядке. И, вероятно, здесь можно найти разбитый языческий алтарь или даже фрагменты самого божества. Что же до большого каменного креста, то он, скорее всего, поставлен не позднее 13-го века как символ верховенства христианства. Но, в любом случае, не обращать внимания на место- это преступление перед наукой и историей.