Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

Регион

Без ностальгии, но с благодарностью

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Виктор КУБЕКА.

О туристическо-развлекательном комплексе «Николаевские пруды», что в Круглянском районе, и написано, и говорено немало. Заметим, по заслугам. Коллектив местной строительной ПМК-266 сумел на свои средства создать такой туристический объект, каковые и в республике едва ли найдешь.

Однако у руководителя сельских строителей Николая Патрончика кредо – не останавливаться на достигнутом уровне даже на небольшой временной интервал. Промедление – смерти подобно. И не только в работе. В любом деле. Этому устоявшемуся правилу подчинено и развитие «Николаевских прудов». Здесь постоянно возникают новые объекты, на которых есть что посмотреть приезжающим сюда туристам да и просто посетителям комплекса. Их особенно в выходные и праздничные дни бывает немало. Сейчас же, перед новогодними праздниками, график корпоративов, что называется, полностью «забил» ресторанные и гостиничные возможности «Николаевских прудов».

– К такой напряженке мы уже привыкли, – делится мыслями начальник юридического отдела ПМК-266 Николай Курносов. – Она даже не напрягает, а радует. Ведь для того и создавался комплекс, чтобы его посещали, здесь отдыхали, проводили семейные торжества, праздновали государственные праздники как можно больше людей. А кроме того – духовно обогащались знанием нашей национальной и интернациональной истории, культуры. Для этого и расширяется постоянно своеобразная смотровая площадка «Николаевских прудов». Стоит не побывать здесь месяц-два – и окажется, что уже многого не видел, многое не знаешь.
Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно вспомнить лишь недавнее пополнение экспозиции музея российского художника-демократа Николая Неврева, чья судьба девятнадцатилетним проживанием и творчеством связана со здешними местами. Так вот, зал, где экспонировались копии его картин, перенесен в большее помещение. А на прежнем месте появился, как его называют, музей СССР.

Конечно, название слишком громкое. Такую великую страну, как ни старайся, ни в одной, даже самой обширной, экспозиции во всей полноте не представить. Но в названии определенный смысл есть. Здесь на незамысловатых стендах собраны различные предметы быта, изделия, используемые в определенной профессиональной деятельности, так знакомые людям, жившим в той великой стране. Молодежь же, глядя на них, может сравнивать семимильные шаги прогресса, произошедшего с той поры в нашем обществе. А рядом с музеем, где разместилась экспозиция из недавнего времени, нашлось место для статуи Ленина, некогда стоявшей у здания райисполкома, а потом в одночасье увезенной «на реставрацию». К слову, когда водружали ее на нынешнее место, со всех сторон слышались вопли «демократов» о том, что, мол, возвращаются коммунистические времена, а вместе с ними – опасность большевизма. Теперь же у подножия статуи постоянно лежат живые цветы. Не от ностальгии, не от сожаления о недалеком прошлом. А в знак памяти и благодарности собственной истории, из которой, как из песни слова, семь с лишним десятков лет не выкинешь.

Кстати, таким же духом и такими же мыслями пропитано посещение и этого музея СССР. Один из собирателей его Владимир Алехнович рассказывал, что, отдавая устаревшие вещи в экспозицию, люди с каким-то сожалением расставались с ними, хоть нужды в их использовании не испытывали. Вместо прежних стиральных машин «Волга» или «Ока» сейчас в квартирах «Индезиты», «Канди» и «Атланты», вместо радиоприемников «Спидола» айфоны и смартфоны, а металлические чайники на примусах и керогазах сменили электронагревательные приборы. Но «старички» оказались дороги тем, что составляли некогда частицу жизни и быта в каждой семье. И по их количеству и многообразию можно было судить о семейном достатке.
Тут же рядом, в соседнем зале, – уголок этнографии. Там экспонаты значительно старше возрастом. Даже пожилые люди называют их дедовскими, потому что некоторые лишь помнятся, а эксплуатировать их не доводилось. В лаптях ходить или на прялке пряжу сучить. Кросна ткать или угли самовара хромовым сапогом раздувать. Горшки, кувшины, горлачи – эта утварь лишь припоминается.

Нынче хвастают своим старинным ремеслом дрибинские шаповалы, выставляя напоказ сработанные кустарным способом валенки. Но были такие же мастера, да еще похлеще, и на Круглянщине. А вот уголок с приладами для валяния валенок в этнографическом зале представлен слабо. Благо появился адресок, как его пополнить. И Алехнович, не откладывая в долгий ящик, поспешил туда. Вскоре привезли сюда специальный стол, выкладку для заготовок, ворсовку, «модельные» колодки и другую профессиональную утварь шаповалов. Она существенно пополнит экспонаты этнозала.

– Берем, что дают, – замечает Владимир Алехнович. – Чего недостает – выставляем в экспозиции. А повторы того, что уже в ней есть, пойдут на обмен за недостающие. Так и полнится этнографический уголок. И не только он.
Еще одно новшество в «Николаевских прудах» – это конференц-зал. Его оборудовали в отдельном строении, исполнив в античном стиле – с колоннами, портиками. И сочетание той древней архитектурной формы с современными материалами и оснасткой привносит своеобразный колорит.

«Здесь не стыдно принимать гостей и из-за океана», – говаривают в «Прудах». Но попасть сюда может каждый: просто посмотреть или мероприятие провести. И это действительно так. Потому что все создано и продолжает создаваться для людей.