Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Персона

Вот такая она, наша Наташа

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Екатерина НЕГОДА.

Первое, на что обращаешь внимание при встрече, – это то, что Наташа Кашпур, актриса Могилевского областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича, моментально располагает к себе, как старый приятель. Не лезет вон из кожи, чтобы понравиться. Искренне открыта для любого разговора. Эмоционально и взволнованно говорит о наболевшем, причем не о личном, а о театре вообще и о своем – в частности. Ловлю себя на мысли, что надо было написать о ней давно. Укоряю себя за это и вспоминаю, что…

Коса
Я как зритель влюбилась в молодую актрису сразу. Увидела ее Асю в «Лакейских играх» Э.Брагинского и отметила про себя: «Ну впрямь девица-краса – русая коса». Было это в далекие восьмидесятые. Но косища, обладательницей которой была тогда Наташа, стоит и сегодня перед глазами, струится блестящей водопадной диковиной в лучах софитов. Это я сейчас узнала, что была у нее с детства бесхлопотная стрижка, потому что мама говорила, что в школу (это была СШ №5 в Могилеве) девочка должна ходить с аккуратной головкой, а не растрепой; и что коса выросла после 8-го класса как-то сама собой, без специального выведения. А сегодня у Натальи Михайловны короткая, почти мальчишеская стрижка: так удобнее и с париком обращаться, и с гримом дружить.

Мечта
Черно-белая фотка. На ней красавица Элина Быстрицкая. Глазам не верю: рядом с легендой – Наташенька Кашпур! Бог мой! Это, выходит, Наташа училась у самой Быстрицкой?! Как же к ней прорвалась простая могилевская девчонка?.. Фантастика! Но факт остается фактом: именно в Москве, именно в ГИТИСе, именно в классе народной и всеми любимой Быстрицкой училась Наташа. Но этот ее Эверест покорился не сразу. На подступе к нему была и попытка поступить в Саратовское театральное училище, в которое она не добрала считаные баллы; и бобруйская «пятнашка (художественное училище №15), где она решила учиться после фиаско с театральным. Еще она блестяще окончит режиссерский факультет Белорусского государственного института культуры у Бориса Эрина и Виктора Тарасова. И, наконец, Его величество случай определит ее дальнейшую судьбу: в Минск с гастролями приедет знаменитый Московский театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. И Наташа, увидев всех московских знаменитостей, как говорится, воочию, возмечтает о том, чтоб учиться еще и на актрису, причем только в столице. Но «скоро только сказка сказывается», и после Минска, пройдя «смотрины», она отыщет свою актерскую тропинку пока в Бобруйске, набьет не одну шишку на ровном месте. И вот тогда матушка Москва, прокрутив настырную девчонку на центрифуге трех экзаменационных туров, скажет: «Разрешаю я тебе – учись!» и подарит ей такого звездного учителя, о котором даже не мечталось. «Судьба, выходит, была ко мне благосклонна».

Ультиматум
Пять самых интересных лет, несмотря на заочную форму обучения, пролетели для Наташи как один день – не заметила. И вот уже третий диплом с отличием! Приглашение в аспирантуру. Перспектива блестящей карьеры. Протеже самой Быстрицкой! Будущие киносъемки уже кружили голову. Но… жизнь распорядилась иначе, выставив свой суровый ультиматум. И Наташа выбрала дочь. Зато сегодня носится по квартире четырехлетний внучок-солнышко Тимошка. Смешно тычет пальчиком в экран планшетника, извлекая любимый мультик. Вот оно, Счастье! И она ни о чем не жалеет: «Сложилось, как сложилось».

Поиск
Ее театром после знаменитой альма-матер стал Белгородский драмтеатр им. Щепкина. Почему? Да кто-то из российских режиссеров увидел ее в дипломном спектакле и пригласил. А она рискнула. «Там я играла все: и принцесс, и мальчиков, и княгинь, – вспоминает Наташа, – меня ни в чем не ограничивали. Единственное, что тяготило, так это оторванность от дома, где тяжело болела мама. Я стала искать работу в белорусских театрах. И Борис Эрин, мой любимый педагог в те годы возглавивший Белорусский государственный академический театр им. Я.Коласа в Витебске, взял меня в труппу. Мы попытались несколько изменить мой сценический имидж и попробовать характерные роли. Сначала появилась моя умора-лошадь в «Залетах» Дунина-Марцинкевича – гротескная бессловесная роль, основанная на мимике, пластике и жестах. Потом было очень много срочных вводов в репертуар театра и планов на будущее».

Невыносимо!
Но им не суждено было осуществиться. Режиссер, у которого Наталья была, что говорится, в «фаворе», вернулся к преподавательской работе.Новый – не признавал бывших.Началась депрессивная полоса невостребованности. Для нее, законченного трудоголика, ничего не делать на сцене, числиться в труппе и регулярно получать незаработанные деньги – невыносимо!.. Ушла. И вернулась туда, где ее знали.

Ответственность
Так оказалась Наташа снова в городе на Березине… И вот уже 33 года выходит она на бобруйскую сцену, причем – в двух ипостасях: актрисы и режиссера. «Я никогда не играла свой возраст», – говорит актриса Наташа Кашпур. «Для меня этическое выше эстетического», – утверждает режиссер Наталья Михайловна Кашпур. И не знаешь, чего в ней больше… Актерский диапазон огромен: от Дюймовочки, Золушки, Белоснежки, Львенка в детских спектаклях – до Липочки в «Свои люди – сочтемся!» А.Островского, шекспировской Джульетты или Биатрис в «Укрощении строптивой», девицы со странной кличкой Канифоль в «Реке на асфальте» Д.Липскерова и деревенской женщины, пронесшей через всю жизнь трогательную любовь к своему мужу в «Любишь? Не любишь?..» Ф.Булякова. До сих порпользуется большим успехом у зрителей комедия «Семейный портрет с посторонним» С.Любозерова, где Наташа пополняет галерею своих замечательных бабуль, точно вписываясь в блестящий актерский ансамбль. Послужной список актрисы можно продолжить до большой двухзначной цифры, но не в ней суть – за что бы ни бралась Кашпур, все будет продумано и доведено до возможного совершенства. Иначе она просто не может.

Зрелость
Режиссерский же дебют состоялся незапланированно, а по производственной необходимости. Театру срочно нужна была выездная летняя сказка. И Наташа решила попробовать. Дети в пионерских лагерях, детских санаториях были тогда в восторге от «Двух мастеров» по пьесе Ю.Елисеева. С тех пор и повелось: или к новогодию, или к лету новая «маленькая страна» приходит в гости к детям в постановке Натальи Михайловны. Это и «Как львенок Новый год искал», и «Пингвин у новогодней елки», и «День рождения Елки» – яркий, легкий, музыкальный новогодний подарок «девчонкам и мальчишкам, а также их родителям» в этом году. А уж какие только сказочные герои не появлялись на сцене под ее режиссерскую дудочку! Думаю, что будет несправедливо считать, будто Кашпур только детский режиссер. Ничего подобного! Ее спектакль «Дядюшкин сон» по пьесе Ф.М. Достоевского в позапрошлом году представлял нашу страну на Международном театральном фестивале в Днепродзержинске. Был отмечен и публикой, и жюри, и награжден дипломом за лучшую женскую роль. Его удостоилась Алла Грахова, которая в канве роли строго следовала за режиссером. Весной же прошлого года с аншлагом прошла премьера искрометной комедии «Дом, где все кувырком» по пьесе испанца Альваро Портеса. Нелепые случайности, забавные ситуации, смешные непредвиденности держат зрителя в веселом напряжении на протяжении всего спектакля. Бесспорно, Наташе как режиссеру очень нравится работать в жанре комедии положений, комедии ситуаций – «ситкоме», по определению ушлых американцев. «Мне просто хочется дарить зрителям радость, добрые улыбки и хорошее настроение. Вот Вы сейчас, наверно, заговорите о ширпотребе, развлекухе. Не соглашусь! Да, кассовый! Да, для широкого зрителя! Но кто-то же должен делать эту самую кассу – мы ведь заведение хозрасчетное. Так что, если «театр уж полон, ложи блещут», мы счастливы! Не зря живем на свете».

Успех
Сама она редко бывает довольна сделанным и другим, если нужно, спуску не дает. На худсовете такой голос может подать, что мало не покажется! О своих же достижениях и наградах говорить не любит. «Ура-портфолио» не собирает, газетные вырезки и публикации о себе не хранит. Собственные портреты по квартире не развешаны. Воспоминания о триумфах и победах клещами не вытянуть. «Просто стараюсь честно делать то, что люблю». А между тем в 1996 году она была признана в Бобруйске актрисой года. Помнит бобруйский зритель, как она буквально взорвала городскую театральную заводь своей эксцентричной Эльзой в спектакле по пьесе финского драматурга Рислакки «Безобразная Эльза». Это был поистине ее звездный час! А потом дважды Наташа будет награждена дипломами на международных театральных фестивалях: за лучшую роль второго плана (Аршуля в «Идиллии» Дунина-Марцинкевича) и за роль миссис Спирс в «Пигмалионе» Б.Шоу. А как взрывается зал аплодисментами сегодня, когда Наталья появляется в спектакле «Примадонны» по пьесе английского писателя Кена Людвига в постановке коллеги и подруги Татьяны Дорогобед! Представьте себе ожившую умирающую старушенцию, снующую туда-сюда с привязанной к туловищу капельницей на стойке с колесиками и развязывающую-таки запутанный семейный узел ради счастья единственной внучки! Ужасно смешно, гротескно, ярко, образно, находчиво, умно все это соткано. Браво!

Замыслы
В ней нет места унынию и лени. Это факт. Временное затишье в театре – так она зай-мется ремонтом собственной квартиры и своими руками, от потолка до пола, сделает все так добротно да аккуратно, что профессионалы позавидуют. И это тоже факт. Найдет времечко и профсоюзными делами заняться (она бессменный председатель профкома), и любимого певца Александра Градского на диске послушать, да любимого писателя Федора Достоевского перечитать. Сейчас вот «перелопачивает» пьесу итальянского классика Карло Гольдони «Самодуры». Хочет поставить эту венецианскую комедию в стиле «де лярд» – комедии масок – в своем театре. «Представляете? Венеция! Базилика Сан Марка! Мосты! Каналы! Гондольеры и люди-маски…» – глаза Наташи восхищенно горят. «В самой Венеции могу все это представить, а вот в Бобруйске… Задумка, конечно, интересная. А не страшно?! Художника в театре, насколько я знаю, нет. Инертность и некомпетентность руководства театра в решении многих вопросов пугает. Взять хотя бы «почивший во младенчестве» фестиваль белорусской драматургии, который несколько лет был настоящим праздником для города… А Ваши несостоявшиеся юбилеи… Вам не обидно? Кому-то к чествованию и спектакли ставят, и режиссеров оригинальных приглашают, а Наталье Кашпур – фиг с маслом? Я бы разобиделась и ни в каких театральных капустниках, ни в чужих творческих вечерах, ни в написании стишков виновникам торжества – нигде бы не участвовала!» – с горечью сказала Наташе я.

Буду!
«А я… сочиняла и буду сочинять. Участвовала и буду участвовать: это ведь праздники моих коллег, с которыми мне и на сцену выходить, и новые режиссерские замыслы воплощать. А без тех неотмеченных юбилеев буду я просто моложе на целых 10 лет. Значит, мне 12 января исполнилось только 46 », – хитро улыбнулась актриса.
Вот такая она, наша Наташа.