Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Персона

Ирина АКУЛОВИЧ: «Кажется, это не сложно...»

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Дмитрий ЛЕПЕЙКО.

Ирина АКУЛОВИЧ – человек, что называется, узнаваемый. Долгое время ее можно было видеть в эфире местного ТВ, затем работала собкором Белорусского телевидения – фактически ее глазами жители республики видели события, происходившие на Могилевщине. Около трех лет назад Ирина возглавила Телерадиокомпанию «Могилев». Став руководителем, гораздо реже появляется в эфире, но результаты ее нынешней работы по-прежнему заметны. По итогам 2012 года директор РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Могилев» Ирина Акулович признана лауреатом специальной премии Могилевского облисполкома «Человек года» в непроизводственной сфере.

– Ирина, как вы восприняли новость о признании «Человеком года»?
– Мне не кажется, что это моя личная заслуга. Думаю, это оценка работы большого коллектива телевидения и радио – людей, которые ежедневно выезжают к месту событий, сообщают важные новости, поднимают важные темы. А еще они любят свою работу и не представляют себя без нее. И я одна из них.
С другой стороны, в таком решении руководства области я вижу подтверждение серьезной заинтересованности местной власти в сотрудничестве с нами. В последнее время как никогда большое внимание уделяется в нашей области ТВ, радио и СМИ в целом. И хотя Телерадиокомпания «Могилев» – структурное подразделение Белтелерадиокомпании, с облисполкомом мы работаем в очень тесной связке по решению важных социальных задач. Мне кажется такой подход правильным, потому что он дает результат – реальное решение многих проблемных ситуаций жителей области.

– Поскольку вы «поделили» заслугу со всем коллективом, расскажите о главных свершениях телерадиокомпании за минувший год. Какие события вам кажутся наиболее важными и значимыми?
– Глядя со стороны, многие считают, что работать на ТВ просто. В телевидении, как и в футболе, разбираются все. Да, зритель видит на экране только итог – симпатичных и улыбающихся людей, и кажется, что это совсем несложно. Но это не так. Мало кто знает реальные условия.
В целом год был сложным. Важным результатом стало то, что если раньше мы главным образом готовили программы для регионального эфира телеканалов «Беларусь 1» и «Беларусь 2», то теперь наши проекты выходят на республиканский и даже общемировой уровень – наши передачи включаются в программу спутникового вещания телеканала «Беларусь 24». Это огромная потенциальная аудитория – 220 миллионов человек.
Первым в республиканском эфире появилось ток-шоу «Перезагрузка». Это архисложный проект, над созданием которого студия трудится практически в полном составе. Теперь программу, кроме как на канале «Беларусь 1», можно увидеть и на «Беларусь 24». Николай Каманцев по утрам «готовит» на всю республику. Проект Татьяны Кириленко «Слоўца» поначалу также создавался для регионального вещания, потом им заинтересовались в Минске, и сейчас в чуть осовремененном виде выходит на «Беларусь 24».
В минувшем году прошли выборы. В ходе предвыборной кампании проводились теледебаты. Поскольку это было впервые в белорусской истории, то и для нас это стало новым испытанием, важным опытом.
Кроме создания новых проектов, мы продолжали и продолжаем делать уже полюбившиеся зрителям программы: «Дети асфальта», «Экстрим-среда», «Деревенька», «Спорт-М» и другие. Даже не знаю, что сложнее – создать новое или удерживать старое постоянно на высоком уровне.

– Можете ли раскрыть секрет, какие новые проекты появятся в наступившем году?
– Конечно! И это не секрет, в январе уже вышли в эфир первые выпуски «Интервью по средам» и «В городе Бобруйске…».
Первый проект созрел из того, что случается много встреч с людьми, с которыми интересно просто поговорить, но в жестких рамках формата новостей или «Прямой линии» для этого не было возможности. Теперь для этого будет отдельная передача.
«В городе Бобруйске…» – совместный проект Телерадиокомпании «Могилев» и Бобруйского горисполкома. Предварительная работа велась два месяца. Пока планируем выход два раза в месяц, возможно, позже перейдем к еженедельному графику.
С учетом того, что Могилев объявлен культурной столицей, думаем о том, как поддержать эту идею в эфире. Возможно, позже будет специальный проект, но уже сейчас соответствующая рубрика появилась в программе «Дети асфальта».

– Что происходило в 2012-м со второй половинкой телерадиокомпании?
– Минувший год у нас на предприятии был годом радио! Было проведено серьезнейшее техническое перевооружение. Долгое время радио не получало финансовой подпитки, находилось в тени телевидения.
Сейчас радио зазвучало по-другому. Качество звучания стало лучше, расширилась география. По дороге на Минск уже нет «ям», где пропадает сигнал, даже в Минской области можно слышать «Радио Могилев». Установка новых передатчиков продолжается, и скоро на карте области совсем не останется мест, где бы невозможно было нас услышать.

– Многие предприятия в последнее время остро ощущают кадровую проблему. Как складывается ситуация в вашем коллективе?
– Лет десять назад могилевская студия уже пережила серьезнейшую кадровую проблему. Тогда практически полстудии уехало в Минск, но работа в Могилеве не остановилась. Такого масштаба кадровые изменения вряд ли сейчас произойдут.
Нет ничего страшного, если кто-то хочет попробовать свои силы в других местах. На смену приходят молодые, которых привлекает такая работа. Это нормальный процесс.
Что касается уровня зарплаты, то, мне кажется, невозможно быть полностью удовлетворенным. С выходом на новый уровень дохода появляются новые потребности, денег всегда не хватает. В нашей структуре, возможно, как нигде много людей, которые не смотрят в расчетный лист, которые могут искренне сказать: «Я не за зарплату работаю».
Сейчас у нас устоявшийся коллектив людей, которые любят свою работу. Журналистика – это уникальная профессия, дающая возможность каждый день общаться с новыми людьми и «подпитываться» их энергией.

– Каковы шансы у человека со стороны оказаться внутри этого коллектива?
– Если человек способен, он обязательно пробьется, заявит о себе. В нашей профессии журналистское образование не главное, сама по себе «корочка» ничего не дает. Вы можете получить диплом инженера, учителя… и стать хорошим журналистом. Необходим пытливый ум, интерес к жизни, умение общаться с людьми – и тогда все получится.
Шансы есть всегда. Я никому не говорю: «У нас нет мест». Вам интересно, хотите заниматься этим? Приходите, пробуйте!
Я сама так оказалась в этой сфере – пришла «с улицы» на конкурс.

– Расскажите, как все начиналось.
– В детстве у меня не было мечты кем-то стать. Я из учительской семьи, и как-то сразу было понятно, что я стану учителем. И стала. Работала в школе. Ушла в декретный отпуск. В тот момент моя подруга, которая уже работала на телевидении, посоветовала прийти к ним на конкурс.
Я не была уверена в своих силах, не верила, что получится. Думала, здесь небожители, а я недостойна.
Тогда на конкурс пришло больше ста человек. Заполнили анкеты, потом нас вызывали, с нами беседовали. Тех, кто прошел во второй тур, уже усаживали перед камерой. Я очень хорошо помню, когда мне прикололи микрофон-петличку на левую сторону, я очень стеснялась и боялась того, что будет слышно, как колотится сердце. Но оказалось, все хорошо. Сказали: «Голос низкий, можно попробовать для радио. Пусть походит». Стала приходить, заниматься новостями. И меня это сразу увлекло. Сразу поняла, что это мое.

– Сложно было после многолетней полевой журналистской работы перейти на руководящую должность?
– Самое сложное – необходимость изменить гардероб. Я привыкла к спортивному стилю одежды. Но, когда поняла, что нужно носить деловой костюм, это было действительно сложно. Я не могу все время ходить в пиджаках. Есть, конечно, случаи, когда заставляю себя надеть блузку, пиджак. Но чаще выбираю не очень строгий деловой стиль, но уже и не спортивный, конечно.
А если серьезно, то перед назначением боялась, что сяду в кабинет и буду подписывать бумажки.
Я обожала журналистскую работу, обожала ездить в деревню, снимать сюжеты на аграрную тематику. После общения с простыми, светлыми людьми, добрыми бабушками, я возвращалась с выездов с улыбкой на лице.
Самое ужасное было потерять возможность общения с людьми. Как оказалось, этого не произошло. Все равно читаю тексты, пытаюсь пропустить через себя все материалы. Т.е. возможность той самой «подпитки» не утрачена. Здесь на студии мы все привыкли к коллективному труду. Вместе делаем все творческие работы – от заставки до программы.