Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Персона

С легкой руки Маэстро

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Людмила ГРИШАНОВА.

5 февраля известному и почитаемому в Могилеве и за его пределами дирижеру, директору – художественному руководителю учреждения культуры «Могилевская городская капелла» Сергею Лищенко исполнилось 50 лет. Принято говорить, что «золотой» возраст – время творческого расцвета, когда опыт и приобретенные знания служат дополнением к самодостаточности, энергии и неиссякаемому потенциалу.

– Если говорить о возрасте, то до 50-ти лет человек стремится покорить вершины, взять от социума, жизни в целом по максимуму, но после полувекового рубежа он должен щедро отдавать людям накопленные знания и мастерство, – считает Сергей Юрьевич. – Однако особенности профессии дирижера выходят за рамки общепринятых норм. Руководитель музыкального коллектива, дирижер должен иметь врожденное свойство – умение отдавать свою энергию тем, кем руководит, и конечно же слушателям; при этом во всех смыслах должен стремиться быть олицетворением духовности.

– Чтобы покорить зал, дирижеру следует раскрыть свой внутренний мир, способствовать раскрытию на сцене талантов и возможностей исполнителей?
– Среди музыкантов профессия дирижера – самая сложная. Его образ представляет мужчину солидного возраста, эрудированного, решительного, волевого, с богатым внутренним миром. Есть среди дирижеров и женщины, но их раз-два и обчелся. Руководитель коллектива должен уметь подготовить, подчинить своим творческим замыслам как опытных, так и молодых, перспективных музыкантов, предъявлять профессиональные требования независимо от возраста и регалий.

– Сергей Юрьевич, тем не менее все когда-нибудь начинают свой путь в избранную профессию. С чего начинали Вы?
– Дирижером работаю 30 лет. Когда учился на 2-м курсе Казанской консерватории, то устроился на работу руководителем детского хора. Это было обязательное требование профессора Семена Абрамовича Казачкова для студентов хорового факультета – показывать достижения работы с коллективом, который создал. Так начинался мой профессиональный путь. Творческие профессии тем и отличаются от прочих: чем раньше коснешься практической деятельности, тем больше и ярче могут оказаться достижения.

– Что Вы считаете своим главным достижением за годы работы в Могилеве?
– Значимым оказался сам приезд в Могилев, создание городского концертного хора (1989 г.), затем оркестра (1993 г.). Вначале был период становления этих коллективов, когда музыканты работали по совместительству. А когда в 1998 г. удалось добиться профессионального статуса и объединить оркестр и хор в городскую капеллу, то с этого периода начинается регулярная концертно-исполнительская деятельность, что и стало главным достижением. Профессиональный коллектив должен не изредка радовать слушателей концертными программами, а постоянно работать по плану и системно удовлетворять различные вкусы горожан, с учетом разных аудиторий – и детских, и взрослых.
В 2002 году наша концертная организация приобрела юридический статус и стала называться учреждением культуры «Могилевская городская капелла». Это и стало точкой отсчета планомерной концертной работы. С того времени наша деятельность приобрела форму, присущую работе любой концертной, театрально-зрелищной организации страны. Сегодня нашей триединой задачей является просвещение, образование и воспитание.
Ежемесячно готовим по 2 – 3 концертные программы, в год в среднем 25 программ. Соответственно за 10 прошедших лет их накопилось около 300.

– Сергей Юрьевич, расскажите о заметных премьерных программах текущего концертного сезона.
– У музыкантов нынешний концертный сезон длится с сентября 2011 г. до июля 2012 г. Первые концертные программы ознаменовались премьерным исполнением произведений отечественной и мировой музыкальной классики для оркестра и хора таких композиторов, как С.Прокофьев, С.Бугасов, А.Маркес, В.Кузнецов, П.Чайковский, А.Сальери, Й.Штраус и др.
В конце декабря в новой концертной программе была исполнена оратория «Мессия» Генделя – произведение крупное, многочастное и сложное как для оркестра, так и для хора. Также прозвучала сюита «Наше Рождество» для хора, солистов и инструментальной группы аргентинского композитора А.Рамираса. В советское время одна из частей этого произведения в исполнении оркестра Поля Мориа звучала в качестве заставки к передаче «В мире животных». Исполненная сюита преподнесла слушателям яркие и колоритные образы латиноамериканской музыкальной палитры.
По мнению любителей хоровой музыки, искушенной публики, в последнее время хор стал звучать насыщеннее, тембрально краше благодаря приобретаемому исполнительскому опыту, упорной репетиционной и вокальной работе.
30 января был дан традиционный ежегодный концерт «Моцартиана», посвященный творчеству Вольфганга Амадея Моцарта, родившегося 27 января 1756 года.
В феврале состоится исполнение нашим коллективом выдающегося произведения Людвига ван Бетховена «Девятая симфония», в финальной части которого звучат солисты и хор. Этот концерт как раз можно считать моим юбилейным.

– Вы упомянули о том, что дирижер должен стремиться быть олицетворением духовности. С вашей легкой руки традиционными для Могилева стали концерты, посвященные памяти выдающегося просветителя и церковного деятеля Георгия Конисского.
– С 1994 года, последующего за годом канонизации Георгия Конисского в лик святых, ежегодно исполняем концерты духовной музыки. В ноябре 2011 года состоялся очередной «Могилевский хоровой собор», посвященный памяти святителя Георгия. На концерте присутствовал епископ Могилевский и Мстиславский Софроний. С большим интересом публика восприняла исполнение оратории современного белорусского композитора Людмилы Шлек «Иконостас». Необычность этого произведения – в сочетании элементов православной службы и симфонических, органных интермедий. Мелодизм и гармонические краски подчеркивают дух эпохи Франциска Скорины. А именно к 400-летию белорусского просветителя было сочинено произведение.
В этом году 18 апреля на Светлой Седмице состоится благотворительный Пасхальный концерт духовной музыки, средства от которого будут перечислены на строительство Спасо-Преображенского собора. Планируем пригласить для участия в нем хоровые коллективы Могилева и обязательно церковный хор Могилевской епархии.
Все выступления будут яркие, праздничные, как сама Пасха, именуемая «торжеством торжеств». Хотим привлечь в ряды слушателей коллективы предприятий и организаций города.
Духовная музыка является составляющей частью классической музыки; духовная культура, вера – это неотъемлемая часть бытия и личности любого человека. Поэтому мы призваны поддерживать и продолжать духовные традиции белорусского народа. Нам повезло жить и творить в эпоху возрождения духовной культуры нации.

– Сергей Юрьевич, есть ли у Вас, как дирижера и руководителя, заветная мечта?
– Моя мечта заключается в том, чтобы городская капелла имела свой концертный зал в историческом центре Могилева, куда бы со всех концов города и страны стремились приезжать не только слушатели, но и выдающиеся исполнители. В этом зале должна быть надлежащая акустика, при которой исполнение симфонической, хоровой и органной музыки доносило до наших уважаемых слушателей всю глубину, изящество и вечность классики.
Надеемся, что знаковым в нашей деятельности будет 2013 год, когда Могилев станет культурной столицей Беларуси.

– С юбилеем, Маэстро!