Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Персона

Через мое сердце прошло 24 выпуска

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail

— Ориентация на получение в будущем высшего образования — далеко не первостепенная цель школы. Важнее и, как показала многолетняя практика, еще сложнее — воспитать хорошего человека. Ведь убедить ребенка в необходимости стать грамотным так же непросто, как и привить любовь к своему предмету. Поэтому миссия учителя — доброта и понимание, — вот так начала наш разговор Таисия Алексеевна Кадильникова — учитель русского языка и литературы. Встреча состоялась накануне юбилея моей собеседницы (на днях ей исполнится 80 лет). Именинница не скрывает своего возраста, наоборот, с гордостью признается, что ровно половину прожитых лет посвятила любимой профессии.

— Таисия Алексеевна, может, вопрос банальный, но все же, считаете избранную профессию своим призванием?
— Да. Хотя полученное образование было скорее необходимостью, чем желанием в дальнейшем работать по специальности... Мое детство прошло в Уральске (Казахстан). Жили вчетвером. Отчим — партийный работник, мама — административный (секретарь сельсовета), я и младший брат. В Казахстане окончила школу, собиралась стать врачом. В годы войны отчима убили на фронте. Пришлось переехать в Ленинград и устроиться на работу, на бумагопрядильную фабрику «Возрождение». Там меня избрали секретарем комитета комсомола. Для того чтобы занимать столь ответственный пост, требовались педагогические знания. В начале 50-х поступила в педагогический институт им.А.И. Герцена на филологический факультет. Потом вышла замуж. Супруга по распределению отправили в Могилев. Прибыли сюда — и ни разу потом не пожалели.
— Вряд ли Беларусь в послевоенные годы по уровню жизни превосходила Ленинград...
— Конечно, нет: разруха, голод... В Ленинграде проще было с продуктами питания, одеждой. Но люди в Беларуси особенные: гостеприимные, добродушные, отзывчивые на помощь. Поэтому чувствуешь себя здесь очень уютно... Первое место работы — СШ N14. Школа была настолько маленькой (320 мест), что приходилось заниматься с ребятами в три смены. В 1974 году началось строительство новой школы (СШ N4), рассчитанной уже на две тысячи двести мест. Сначала работала там завучем, а потом в течение тринадцати лет — директором. Как сейчас помню, все приходилось делать с нуля: «начинять» классы мебелью, наглядными пособиями, спортивный инвентарь для спортзала приобретать...
— А часто ли встречаете своих учеников? Они не забывают, в гости заглядывают?
— Скажу честно, выйти на улицу и спокойно прогуляться в одиночестве никогда не получается. Обязательно встречу коллег, бывших учеников. А как же иначе, через мое сердце прошло аж двадцать три выпуска! Ежегодно в первую субботу февраля прихожу в родную школу на вечер встречи. По возможности прослеживаю судьбы своих ребят. Вот соберутся разные поколения (20, 30, 40... лет со дня окончания школы) одной дружной компанией и рассказывают про свою жизнь. Очень интересно! Знаете, пришел ко мне однажды ученик (47 лет со дня выпуска) и говорит: «Спасибо вам, Таисия Алексеевна, за то, что научили меня русскому языку! Я уже на пенсии, но еще работаю. Не поверите, я самый грамотный работник во всем коллективе!». Была приятно удивлена, что до сих пор помнит обо мне. (Таисия Алексеевна просит извинить ее, отлучается на минутку и приносит целую кипу открыток и телеграмм. Лицо педагога при этом светится радостью. Одно из поздравлений написал бывший выпускник Валентин, трогательно пожелавший долгих лет биения сердцу дорогого учителя на радость себе и другим ученикам).
— Наверняка, за столь продолжительное время педагогической деятельности случались какие-нибудь интересные истории.
— А как же! Залетает как-то раз в кабинет к директору, то есть ко мне, ученик девятого класса и жалуется на собственную маму. Мол, повлияйте на нее, не разрешает встречаться с девушкой. Причина несогласия родителей — подруга старше парня на два года. Вот такая нестандартная ситуация.
— И как вы «разрулили» проблему?
— Очень просто. Посоветовала парню убедить маму в том, что пока еще несколько лет он не собирается жениться. А еще пообещала при этом, что через некоторое время взгляды молодого человека на жизнь, чувства и девушек обязательно изменятся. Так и случилось... Сейчас мой выпускник работает в Министерстве спорта и туризма, женат, у него две дочки. Приезжал как-то на вечер встречи, подарил спортивную форму для школьной футбольной команды.
— Таисия Алексеевна, за сорок лет работы с детьми на ваших глазах сменилось не одно поколение. Отличались ли учащиеся 60-х, скажем, от поколения 80-х?
— Дети послевоенных лет были скромными, а из-за недостатка информации — менее развитыми. Постепенно менялся к лучшему жизненный уклад, соответственно так же менялась и подготовка детей к школе, и их обучение. Говорить о целом поколении в общем не берусь. Каждый ребенок — индивидуальность, нуждающийся в своем определенном подходе. А еще, может, скажу прописную истину, но отношения с любым поколением прежде всего строятся на взаимоуважении. Ни в коем случае нельзя унижать ученика, если он успевает хуже других. Лучше лишний раз уделить ему внимание, помочь, объяснить... И надо обязательно похвалить двоечника, если замечен хоть маленький положительный сдвиг в его учебе. Такая форма поощрения творит чудеса. Дети тогда начинают усиленно стараться, а главное — не теряют интереса к твоему предмету.
— Спасибо, Таисия Алексеевна, за беседу. «МВ» поздравляют вас с наступающим праздником и желают отличного здоровья, долгих лет жизни и хорошего настроения!
Виктория СИДЕЛЬНИКОВА.