Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

Общество

Литовский уголок на Мстиславщине

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Наталья ПРОТАСЕВИЧ.

Проживание литовцев в Беларуси было обусловлено тем, что они вместе с белорусами составляли основу населения Великого княжества Литовского. Они вместе работали на благо своего государства, а если было нужно — защищали от иноземных захватчиков. Это способствовало их контактам и взаимопониманию.

В Минске систематически проходят съезды литовцев Беларуси, которых сегодня в нашей стране насчитывается около 6,5 тысячи человек. Большинство из них проживает на территории Гродненской области, но, наверное, мало кто знает о существовании литовских поселений на Могилевщине. Между старым трактом Могилев–Мстиславль (шоссе, проходящее через Рясно) находится дорога местного значения. Если ехать по ней, то можно увидеть деревянный крест возле съезда на деревенскую дорогу. Он и является ориентиром, который указывает направление на деревню Мальковка Мстиславского района. Каждый год ее посещает Посол Литвы в Республике Беларусь (в 2015/2016 году – Эвалдас Игнатавичюс) и другие известные литовцы. Например, Ирена Усайте (министр-советник Посольства Литовской Республики в Республике Беларусь), Виргиния Тарнаускайте (директор Литовского центра культуры, образования и информации в Минске), Саулюс Варнас (главный режиссер Могилевского драматического театра). Это стало уже традицией.

С виду это очень экзотическое поселение с большим количеством брошенных домов, увитых диким виноградом, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, будто на хуторе. И в то же время здесь чудесные, прекрасные места. На пригорках расположились березовые рощи, которые стали «визитной карточкой Мальковки». А в далекой заграничной Литве действует клуб «Бержинес», что в переводе с литовского обозначает «березняк», или «березовая роща». Клуб объединяет людей, местом рождения которых была Мальковка, и тех, у кого здесь родились родители, деды, прадеды.
История деревни уходит в далекий 1635 год, когда она впервые упоминается как село Мальковка Могилевской экономии Оршанского уезда. Еще в конце ХIХ века эти земли начали осваивать литовцы. Сведения о возникновении первых поселений, их количестве, хозяйственной и культурной жизни размещены в работах В.Скардиса.

В конце ХIХ в. многие помещики Восточной Беларуси продавали убыточные фольварки. Их покупали литовские крестьяне с помощью Виленского и Московского земельного банков.
Многие мигранты-литовцы объединялись в специальные общества и приобретали как можно больше земли. Приехав сюда из Утенского района (сейчас восток Литвы), они купили здесь землю у разорившегося местного пана Георгия Термина. Тогда, в конце XIX века, сделать это было очень легко. Государством оказывалась большая помощь. Купив землю, литовцы начали вырубать, выкорчевывать лес, строить себе дома, пахать и засаживать землю, обзавелись скотиной. Все это делали хорошо, красиво, по-хозяйски, но не забыв и традиции дедов. Потекла, побежала жизнь литовского мини-государства на белорусской земле. И много было в этой жизни интересных, а иногда и трагических страниц.

Раньше мальковцы жили целыми хуторами, так как имели по одному кусочку земли, кто по 20, 30, а кто по 50, 60 га. Вскоре в 20-х годах, в годы коллективизации, землю у литовцев отобрали и передали колхозу, но они все еще оставались жить на хуторах. В 1938–39 годы, как раз перед войной, мальковцев решили объединить в одну деревню. Место для нее выбрали хорошее. Его заранее поделили на небольшие участки, где должен был стоять дом хозяина. И начали переезжать семьи на новое место, перевозить свои пожитки. Так и выросла большая деревня (около 120 дворов). Она являлась центром колхоза имени Мицневичуса-Копсунаса. Его председателем был литовец, прозвище которого Малишевский. Он после стал министром сельского хозяйства. Жена председателя работала директором яслей.

Функционировала в Мальковке школа-семилетка, почта, клуб и изба-читальня. Парни и девушки даже и из соседних деревень приходили сюда на танцы, которые здесь проводили каждый вечер. Около клуба находились большие качели.

Был в деревне и магазин. Правда, со средствами связи дело обстояло туговато. Автобусы тогда еще не ходили. Главным транспортом служила лошадь. На всю деревню функционировало только одно радио. Настроил его один местный житель, литовец Уолис, в своем доме. Изредка включал и приводил послушать из школы учеников.

Работали сельчане на колхозном поле или на животноводческих фермах. В колхозе действовало три бригады. Работать было тяжело. Все делали вручную. Как только взойдет солнце, так все на поле, а домой — только под вечер, а здесь и свое хозяйство ждет. Про зарплату никто и не думал, работали за трудодни. Но все-таки как-то вертелись, жили. Причем весело, дружно жили. Один к одному в гости ходили, помогали друг другу. Шли по жизни, как говорится, с улыбкой, оптимистично. Верили, что скоро станет лучше.

Никто даже на секунду не задумывался о том, что через год по этой земле, где они сейчас работают, пройдут танки. Правда, эхо советско-финской войны уже долетело и сюда. Из Мальковки мобилизовали на далекий финский фронт четверо мужчин. Но эта война велась на чужой территории, далеко от родины, говорили тогда про нее мало.
Про начало Великой Оте-чественной войны узнали сельчане в воскресенье, 22 июня. В Мальковке немецкие солдаты появились в сентябре 1941 года.

Вскоре фашисты занялись вербовкой молодежи в Германию. Из деревни забрали более 20 человек. Остальным довелось здесь переживать военное лихолетье.

Сами оккупанты в деревне долго не находились. Пробыли здесь примерно месяц, потом переехали в Рясно.

Зима 1945-го и следующий 1946 г. были самыми голодными для мальковцев. Но вытерпели, вынесли на своих плечах сельчане все. Подняли, обновили колхоз, поставили на ноги хозяйство.

Теперь Мальковка — маленькая деревушка, которая доживает свои последние годы. В ней около 10 дворов, да и в тех живут практически одни пенсионеры. И только несколько неглубоких ям, образованных снарядами, что долетали сюда с Прони, да шесть братских могил напоминают нам про минувшую трагедию.

Реклама