Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Образование, наука

Мелодия профессии

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail

Стабильно высокий конкурс на многие специальности Белорусско-Российского университета — яркое подтверждение авторитета вуза, чьи выпускники успешно трудятся в нашей области, республике, СНГ... Наверное, самые престижные специальности БРУ — экономического профиля. В этом году, например, конкурс по факультету был более 3 человек на место, а на специальность «Финансы и кредит» — более 5. Чем не повод встретиться с Николаем Желтоком, деканом экономического факультета.

— Николай Станиславович! Вашему факультету исполнилось 12 лет. Вы стояли у истоков его создания. Как все начиналось?
— Идея открытия экономических специальностей, а впоследствии создания факультета принадлежала ректорату. Она родилась в первые годы перестройки. Это было правильное и стратегически выверенное решение. От состояния экономики, от квалификации специалистов экономического профиля во многом зависело будущее Республики Беларусь. Ощущалась острая потребность в экономических кадрах новой генерации, способных творчески мыслить. Особенно в условиях реформ.
— Какая специальность была первой?
— Специальность «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг». Первый набор был осуществлен в 1992 году в рамках автомеханического факультета.
— Памятное время, многие из нас тогда на практике постигали азы коммерции.
— Согласен, время было сложное, но наука и совершенствование учебного процесса не стояли на месте... Последующая учеба студентов этой специальности проходила в составе строительного факультета, который возглавлял И.С.Сазонов, ныне ректор университета, доктор технических наук, профессор. Первый выпуск экономистов состоялся в 1996 году — уже в рамках созданного экономического факультета, который насчитывал 327 студентов. Из 66 выпускников дипломы с отличием получили 20 человек. Кстати, эта пропорция, т.е. количество студентов-отличников к общему выпуску, сохраняется и сейчас.
— Вы возглавляете факультет с момента его открытия, с 1 сентября 1995 года. Можно проследить его динамику роста?
— Конечно. Если говорить о численности студентов, то она возросла почти в 4 раза и составляет 2 279 человек, из них 923 студента дневной формы обучения и 1 356 — заочной. Но не это главное. Главное, что мы смогли в короткие сроки открыть новые специальности. И здесь надо опять отдать должное ректорату. Активную проработку в этом направлении вел и ведет профессор А.А.Жолобов, ныне первый проректор университета. Сегодня, кроме ранее открытой специальности «Коммерческая деятельность», востребованы еще четыре специальности: «Экономика и управление на предприятии», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Кроме двух ранее функционирующих кафедр (высшая математика, экономика), открыты четыре выпускающие кафедры (коммерческая деятельность, экономическая информатика, маркетинг и менеджмент, финансы и бухгалтерский учет).
— Это впечатляет. Но как Вам удалось с вашими коллегами реализовать намеченное?
— Оглядываясь на прошлые годы, могу с полной уверенностью сказать, что накопленные традиции в техническом вузе послужили основой и хорошей базой для подготовки экономистов. И это, пожалуй, главное.
— Но Вы же ведете подготовку студентов и по образовательным стандартам Российской Федерации.
— Да. На факультете ведется подготовка по двум специальностям: «Коммерция (торговое дело)» и «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». Первый выпуск по образовательным стандартам Российской Федерации в количестве 56 человек состоится в 2008 году.
— Надо не забыть в следующем году на них взглянуть. Между прочим, если мне не изменяет память, директор Могилевского филиала мобильной телефонной сети Velcom Александр Хайцын — тоже ваш выпускник?
— Совершенно верно. Но и другие наши выпускники успешно работают на руководящих должностях. Например, М.Сазонов — директор ОАО «Могилевская СПМК-109», Н.Морозова — директор филиала ОАСО «Богач», В.Дединец — коммерческий директор ОАО «Моготекс», А.Бармотин — заместитель генерального директора РУП «Могилевэнерго»...
— Наверное, они могли бы сказать немало лестных слов в адрес своих преподавателей...
— Думаю, да. Тем более что профессорско-преподавательский состав на кафедрах действительно высокопрофессиональный. Среди них преподаватели с большим жизненным опытом: В.В.Пугин, В.И.Мармазеев, А.П.Тренихин, А.А.Шамаев, А.Г.Барановский, Н.М.Яковлев, B.C.Жариков...
— Стоп. Виктору Сергеевичу Жарикову буду просить Вас передать привет от меня, самые теплые и искренние слова уважения и признательности. До журфака БГУ я заканчивал «машинку», и Виктор Сергеевич в семидесятые был деканом транспортного факультета. Замечательнейший человек, великолепный педагог. Под этими словами, уверен, расписалась бы не одна сотня бывших студентов.
— Вот видите, мир тесен. И это в данном случае хорошо. Все наши преподаватели — творчески развивающиеся личности. За время существования факультета 10 человек защитили кандидатские диссертации. Ежегодно кадровый потенциал факультета пополняется выпускниками. Каждый третий преподаватель — выпускник вуза. 12 преподавателей закончили аспирантуру, готовят к защите диссертации. 8 — созданную на факультете магистратуру.
— Скажите, пожалуйста, а могли бы Вы нарисовать портрет типичного студента экономического факультета БРУ?
— В первую очередь это человек, осознанно выбравший нашу специальность, заинтересованный в получении знаний, а не просто диплома вуза. Это подтверждают и проведенные нами социсследования на факультете. Почти 100 процентов студентов ответили — они гордятся своим вузом. Поверьте, лет 7-8 назад такой заинтересованности не было. Студенты убеждены, что со временем интеллект выйдет на рынок труда и они займут достойную нишу в рыночной экономике. Выполняя свой гражданский долг, ребята понимают, что экономические знания — путь к сильной и процветающей Беларуси. Это не высокопарные слова — это реальность.
— И все же наряду с хорошими студентами у вас есть и плохие?
— Лично я дифференцирую студентов на успевающих и слабоуспевающих. Для меня каждый студент — это личность. И у слабоуспевающих есть много хорошего, причем даже столько, что они и не знают. Но оно почему-то размыто, разбросано, оно везде и нигде... Задача каждого преподавателя собрать все это воедино. Задача решаемая. Великий русский историк В.Ключевский говорил, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Убежден, следуя такой идеологии, результаты не заставят себя ждать.
— Николай Станиславович, Ленин- градскую лесотехническую академию вы закончили экстерном и при этом заочно. Наверное, не только вашим студентам будет интересно узнать — сколь быстро и как это происходило?
— До этого у меня был запас знаний — окончание с отличием вечернего техникума. А после первого курса академии я понял, что могу осилить программу за более короткий срок. Прихожу к ректору с просьбой разрешить сдавать экзамены экстерном. Получил отказ. Сделал второй заход. Он и говорит: «Раз вы уверены в себе, сдайте экзамен по второй части (без первой) по дисциплине «Сопротивление материалов». Позвонил в деканат, чтобы мне выдали экзаменационную ведомость для сдачи экзамена. Сдал на четыре. Это было началом реализации поставленной цели. Вместо 6 лет затратил на учебу 3 с половиной года. Впоследствии дисциплину «сопромат» я читал на протяжении 13-ти лет.
— Традиционный вопрос: ваше отношение к современной молодежи?
— Положительное. На мой взгляд, нельзя сравнивать современную молодежь с молодежью прошлых лет. Каждое поколение — это поколение своего времени. Современная молодежь — это прагматики. И это великолепно. Они знают, что им надо для их карьеры и интеллектуального роста.
— А нравственные принципы молодежи?
— На мой взгляд, устойчивые. Если вы имеете в виду, что в молодежной среде распространены нецензурные слова, то это, скорее, не их вина, а беда. Это перестроечная «свобода» внесла коррективы. Молодежи следует разъяснять пагубность таких слов, что и делается на факультете, хотя эта проблема не актуальна для студентов-экономистов. Вспомним Библию. В начале сотворения мира было слово. Значит, слово действует не только на сознание, но и на подсознание. Мы из поколения в поколение проклинаем мать. Не оттого ли так много неустроенных женских судеб? Матерные слова — это мутация слов. Мутация слов приводит к мутации сознания. Мутация сознания — это уже действия. И об этом надо говорить на всех уровнях, в том числе и в средствах массовой информации.
— Убедительно. Насколько мне известно, жизнь студентов вашего факультета многогранна: это и художественная самодеятельность, КВН, интеллектуальные игры, спорт...
— И еще у нас очень развито волонтерское движение — забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, помощь престарелым и инвалидам, посещение детей детского дома N1, хосписа, другие виды деятельности. Это стало внутренней потребностью большинства студентов. Сострадание и милосердие — это путь к высокой духовности и преображению личности.
— Нет сомнения, что и с этой работой вы справитесь. Но, насколько мне известно, у вас на факультете хорошо поставлена и студенческая наука.
— По крайней мере, в республиканских конкурсах студенческих работ мы всегда завоевываем призовые места. В этом году приказом по Министерству образования нам поручено провести республиканский конкурс студенческих научных работ всех вузов республики по теме «Экономика и управление на предприятии. Инновационный менеджмент». Поступило 324 работы. Из этого количества мы должны отобрать путем рецензирования работы, которые заслуживают первой, второй и третьей категории. А из числа претендентов первой категории выявить лауреатов конкурса, которым будут вручены диплом и денежная премия Фонда Президента Республики Беларусь. Как видите, ответственное и почетное поручение.
— Позвольте узнать о круге интересов вдохновителя всех добрых дел на факультете. Чем занимаетесь в свободное время?
— Его практически нет. Любил и люблю поэзию. Как видите, оформляем стенд «Мир природы глазами студента» — великолепные фотографии. Как прекрасен мир природы нашей республики, какое многоцветие! И это видение — глазами студентов. Вот подобрал к стенду в качестве эпиграфа стихи Ивана Бунина:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит.
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Глядя на эти фотографии, понимаешь всю глубину мысли Бунина, она созвучна с внутренним состоянием авторов фотографий.
— Я не в одном вузе не видел такой эстетически оформленной и богатой по содержанию наглядной агитации, как на экономическом факультете. Прекрасная воспитывающая среда. Итак, о поэзии мы услышали...
— Очень люблю классическую музыку, особенно полифонические произведения Баха. Я ведь в 36 лет закончил музыкальную вечернюю школу по классу фортепиано. В группе, в которой насчитывалось 30 человек, к выпускным экзаменам дошел только я. До сих пор помню, на каком такте произошла заминка при исполнении сонаты Клименти и с каким вдохновением, чтобы реабилитировать себя перед комиссией, сыграл две миниатюры Шопена. Жаль, что сегодня практически не звучит классическая и камерная музыка на радио и телевидении. А вот в данный момент свою страсть к музыкальной классике я хочу реализовать в написании гимна нашего университета. Недавно объявили такой конкурс...
— Гимн университета? Здорово! Не хочу оказывать этими словами давления на конкурсную комиссию, полагая, что ваш вариант должен найти достойный отклик в их сердцах. Мне так кажется... Но даже в любом ином случае — появится гимн экономического факультета. Желаем вам плодотворного труда во всех его проявлениях, а коллективу факультета — реализации творческих замыслов.
— Большое спасибо!
Беседовал Евгений БУЛОВА.