Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Образование, наука

Интерактивный историк, или Как современные технологии упрощают жизнь

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Ольга СМОЛЯКОВА.

В кабинете истории Горецкой гимназии №1 светло, окна украшены горшками с воздушными фиалками, стены – привычными историческими картами. Все, как и везде, если бы не одно «но» – учитель истории Зинаида Косарева, словно заядлый хакер, с небывалой скоростью что-то набирает на установленном в кабинете компьютере.

После этого педагог подходит к сенсорному экрану, закрепленному на стене, и начинает проделывать на нем различные технические операции. «Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, – видя мой изумленный взгляд, поясняет Зинаида Николаевна. – Кроме этого на ней можно не просто показывать какие-либо объекты, но и использовать анимацию, цветные маркеры, чтобы проследить направления военных походов; демонстрировать места важнейших битв; отмечать столицы государств или территориальные изменения. Другими словами, благодаря современным технологиям в разы упрощается рабочий процесс». Сторонником всего нового и прогрессивного Зинаида Косарева была с самого детства, хотя возможностей для освоения различных ноу-хау на малой родине, в деревне Волынцево Горецкого района, в те годы было немного.

«В нашей семье росло пятеро детей, я – самая младшая, – рассказывает Зинаида Николаевна, – поэтому во главе родительского угла всегда была жесткая дисциплина. Такое количество малышни – почти пионерский лагерь, где волей-неволей приходится соблюдать «законы смены»: слушаться старших, хорошо учиться и много читать».

Подобное воспитание сослужило девочке хорошую службу – она с юного возраста увлеклась изучением фундаментальных открытий средних веков, красотой эпохи Ренессанса и самобытностью родной Беларуси. Возможно, интерес к историческим событиям со временем и исчез бы, однако его постоянно подогревали. «Моя старшая сестра Надежда, работая учителем истории в областном центре, частенько привозила книги о подвигах рыцарей и жизни прекрасных дам, – вспоминает горецкий педагог. – И я, естественно, была очарована теми эпохами».

Когда настало время определяться с будущей профессией – сомнений у Зинаиды не было: однозначно исторический факультет педагогического института имени Аркадия Кулешова. В то время поступить на него было практически невозможно – но и здесь девушку выручила богатая база знаний, накопленная за предыдущие годы. «Учиться было очень интересно, – признается Зинаида Косарева, – мы не только знакомились с прошлым, но и проецировали будущее.

Историку ведь надо быть и аналитиком, без этого никак. Кроме того, мы вели насыщенную общественную жизнь: участвовали в мероприятиях, ездили на раскопки, организовывали турслеты». Как и большинство людей, Зинаида Николаевна вспоминает студенческую пору с особой теплотой и нежностью.

За относительно беззаботными университетскими годами последовала взрослая жизнь, где уже самой девушке пришлось выступать в роли ментора – бывшую студентку направили по распределению в Горецкую школу, сегодняшнюю гимназию №1. «Как только пришла в учебное заведение, мне сразу дали 8–9 классы, – рассказывает педагог. – Ребята там были почти мои ровесники. Поэтому с первых дней провела жесткую линию – я всегда готова к сотрудничеству, однако субординация должна соблюдаться при любых обстоятельствах. Ученики меня поняли и приняли мою позицию». С тех пор вот уже почти 25 лет Зинаида Косарева преподает в старших классах историю Беларуси, всемирную историю и обществоведение.
Как показывает действительность – очень успешно. В этом году педагог стала лауреатом районного конкурса профессионального мастерства «Учитель истории», до этого – получила ряд наград, в том числе диплом победителя интернет-проекта о молодежных субкультурах «Я гражданин».

По мнению Зинаиды Николаевны, самая главная задача преподавателя – научить ребенка думать, самостоятельно рассуждать. «С уверенностью могу сказать, у современной молодежи есть четкая гражданская позиция, – убеждена учитель истории. – Ребята осознают, что именно от них зависит, какой будет наша страна через несколько лет. Поэтому большинство детей вкладывают душу как в учебу, так и в самостоятельное развитие». Недавно Зинаида Косарева проводила в 9 классе урок-дискуссию на тему «Смысл жизни» и, как признается, была весьма удивлена результатами. Подростки, которым по принципу, казалось бы, следует быть ветреными и «безбашенными», в собственных приоритетах назвали дружную семью, крепкое государство и ряд других общечеловеческих ценностей. Наверное, формирование у учеников исторической памяти и исторического сознания сыграли здесь не последнюю роль, ведь именно на прошлом опыте строится культура общества нашего времени. «Как мы видим на примере братского народа, знание правды о событиях военного времени – в частности и истории государства – в целом играет ключевую роль в становлении подрастающего поколения», – уверена историк высшей квалификационной категории.

Сама же Зинаида Николаевна не перестает осваивать новые горизонты, особенно в интерактивной и мультимедийной плоскостях. «Считаю: чтобы понять ребенка – надо говорить с ним на одном языке, пусть и компьютерном! – резюмирует учитель. – Поэтому делаю все, чтобы «быть на передовой», начиная от разноплановых презентаций и заканчивая штудированием Интернета. Хоть это, на первый взгляд, и кажется сложным, но делает жизнь мою и учеников в разы интереснее».