Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Медицина и здоровье

Страховая медицина: выгодно для всех!

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Валентина СОКОЛОВСКАЯ.

В последнее время все активнее развивается на Могилевщине страховая медицина. Если еще 3 – 4 года назад полисы медицинского страхования имело не более 4 тысяч жителей облас-ти, то сегодня добровольным медицинским страхованием охвачено уже более 19 тысяч человек. Причем большинство таких договоров заключено именно в 2014 году. За 9 месяцев Белгосстрахом перечислено медучреждениям Могилевщины более 2 млрд. рублей.

Переломным для страховой медицины назвала этот год начальник отдела медицинского страхования филиала Белгосстраха по Могилевской области Лариса Генисева.

– Лариса Михайловна, расскажите, пожалуйста, в общих чертах, что такое добровольное медицинское страхование и почему актуальность его возрастает.
– Если коротко, то это оказание платных медицинских услуг при посредничестве Белгосстраха, что дает ряд преимуществ и человеку, и медицинским учреждениям.

Развитие платных услуг в здравоохранении – это сегодня и государственная политика. Указ Президента РБ №219 разрешает (если страхуют своих сотрудников предприятия, организации) вносить затраты на данный вид страхования в затраты по производству (в себестоимость продукции, работ, услуг). Для таких юридических лиц есть льготы по налогам, по отчислениям в фонд соцзащиты и другие. На развитие страховой медицины направлен и Указ Президента от 14.04.2014 г. №165 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента РБ по вопросам страхования».

Это в значительной степени способствовало тому, что государственное здравоохранение повернулось лицом к страхующим компаниям. И мы находим в этой своей работе всемерную поддержку управления здравоохранения облисполкома, медицинских организаций. Сегодня Белгосстраху предоставляется обширная материальная база различных медучреждений.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхующимся (конкретным человеком либо лицом юридическим –предприятием или организацией) и Белгосстрахом, как правило, на год. Этим документом предусматривается определенная программа (перечень) медицинских услуг, которые страхователь обязуется предоставлять страхующимся на соответствующем уровне.

– Какие медицинские услуги можно предусмотреть в этом договоре по минимуму?
– Так называемой базовой программой, или минимальным страховым полисом, предусматриваются все услуги, которые можно получить в поликлинике. Это консультации любых врачей, различные диагностические обследования, физиотерапевтическое лечение. Причем все эти виды услуг могут оказываться человеку столько раз в году, сколько ему потребуется. Кроме этого он имеет право на 10 сеансов массажа, и один раз в год может обследоваться методом ПЦР на инфекции, передающиеся половым путем. Бесплатно на бонусной основе в эту программу входит вакцинация против гриппа лучшей вакциной и профосмотры, которые обязаны проходить периодически представители определенных профессий.

– Дорого ли обходится вашему клиенту такой страховой полис?
– Очень выгодно людям страхование коллективное, когда договор заключается предприятием или организацией. Причем чем коллектив больше, тем страховой полис для его сотрудников дешевле. В настоящее время его стоимость колеблется от 250 до 400 тысяч рублей в год на одного члена трудового коллектива. Физическому лицу полис добровольного медицинского страхования обойдется как минимум в полтора миллиона рублей. У нас сегодня из 19 тысяч застрахованных физические лица составляют не более 4 тысяч.

– Можно ли дополнить такую вот базовую программу другими услугами?
– Она может быть расширена, например, лечением в стационаре. Тогда мы оплачиваем человеку отдельную палату, оговариваются и какие-то еще другие услуги.
Страховой полис может компенсировать до 40 процентов стоимости санаторно-курортной путевки, предусматривать лечение в реабилитационных центрах. Можно включить ведение беременности и родов, услуги стоматолога, медикаментозное обеспечение... В договоре страхования прописывается медучреждение, на базе которого наш клиент хотел бы обследоваться или лечиться.

Медицинская программа может быть и строго индивидуальной, составленной с учетом пожеланий наших клиентов. Так что полисы добровольного медицинского страхования по стоимости очень разнятся.

– Каким образом на практике человек получает ту или иную медицинскую услугу, предусмотренную ему договором страхования?
– У каждого нашего клиента есть либо страховой полис (если он застрахован как физическое лицо), либо именная пластиковая карточка, если человек застрахован через предприятие, организацию. И в полисе, и в карточке указаны контактные телефоны сотрудников нашей службы. Связь многоканальная, поэтому дозвониться не проблема. Человек, которого что-то беспокоит, говорит о том, какую услугу (консультацию определенного специалиста или обследование) он хотел бы получить немедленно или в ближайшее время и где. Вопрос его, как правило, решается оперативно. У нас, например, в областной больнице есть менеджер, который работает только с застрахованными лицами. Любой врач готов оказать услугу по страховому полису в Могилевской больнице №1, в Могилевской центральной поликлинике, во многих других медучреждениях. Причем не только Могилева и райцентров области, но и других городов страны. У Белгосстраха заключены договоры с различными медучреждениями республики. У нас есть исключительная возможность предоставить нашему клиенту услуги практически любого врача, у которого он хотел бы проконсультироваться.

На тот случай, если человек не знает, к какому доктору ему следует обратиться со своим недомоганием, в Белгосстрахе дежурят на связи специалисты с высшим медицинским образованием – врачи, которые по симптоматике определяют, какой доктор больному нужен. Врачи Белгосстраха подсказывают также нашим клиентам, как следует подготовиться к той или иной диагностической процедуре. Допустим, ему необходимо провести УЗИ брюшной полости, и врач объясняет, что перед этим 3 дня не следует есть определенные продукты. Решают наши медработники и другие вопросы клиентов.

– А если медицинская помощь понадобилась человеку ночью или в выходные дни?
– В ночное время, выходные и праздничные дни следует обращаться в Ассистанс Белгосстраха (работает тоже круглосуточно) по тел. (+37517)252-48-90. Эта минская служба регулирует экстренные обращения наших клиентов, а также выехавших за границу (есть у нас для таких граждан определенный вид страхования).

– Неужели в системе медобслуживания по страховым полисам все так четко и удается, например, всех желающих без очереди обеспечить обследованием на компьютерном томографе или проконсультировать у любого специалиста?
– С определенными проблемами иногда сталкиваемся и мы. Так, обследования на магнитно-резонансном или компьютерном томографах в Могилеве следует подождать около месяца.

Но в том случае, если человек настаивает на немедленном проведении томографии, мы можем договориться о таком его оперативном обследовании в другом городе Беларуси, например Витебске или Минске. Клиенту оплатить придется только дорогу.
Бывают, конечно, и небольшие проблемы с консультациями у конкретных специалистов. В дефиците, например, те же неврологи. К тому же нужный клиенту врач может оказаться в командировке, на курсах, в отпуске. Но из ситуации выходим и пока работаем без жалоб.

Мы, кстати, можем предложить нашим клиентам, если, конечно, в этом есть необходимость, даже консультации специалистов республиканских научно-практических центров, т.к. и с ними Белгосстрах связан договорными обязательствами.

– При любых ли заболеваниях можно заключить с Белгосстрахом договор об оказании медуслуг?
– Не признаются страховыми случаями и не организуется предоставление медуслуг страдающим психическими заболеваниями, туберкулезом, гепатитами С и В+Д, заболеваниями, передающимися половым путем, онкологическими, сахарным диабетом инсулинозависимого первого типа и некоторыми другими болезнями. Им уже оказывается соответствующая медицинская помощь специализированными государственными медучреждениями. Подробнее с этими правилами мы знакомим клиентов при заключении договоров.

– Сегодня страховых компаний много, в том числе и таких, которые занимаются добровольным медстрахованием. Как человеку не просчитаться с их выбором?
– У страховщика надо всегда спрашивать, какой медицинской базой он располагает. От этого зависят его возможности и возможности его клиентов. У солидного страховщика заключены договоры на обслуживание его клиентов с сотнями медучреждений.

И еще очень важно, чтобы представитель страховой компании, который будет заниматься конкретным человеком, находился в том же городе, где проживает его клиент. Об этом у страховщика тоже надо спрашивать.

– Если сравнивать развитие страховой медицины в Беларуси и в других странах?..
– По сравнению с другими странами у нас это пока еще, можно сказать, на начальной, развивающейся стадии. Во всем мире понимают, что здравоохранение – самое выгодное, доходное вложение средств, поскольку человеку свойственно болеть и стремиться быть здоровым. В США, например, страховые компании имеют свои огромные медицинские центры. Это приносит им солидные доходы.

В странах Европы страховщики в большей степени во главу угла своей деятельности ставят заботу о человеке, предоставляя ему широкую возможность всестороннего обследования в самых разных медучреждениях. И европейцы тратят свои деньги на страховую медицину, чтобы наилучшим образом следить за своим здоровьем и быть в тонусе.

В России есть обязательное медицинское страхование и страхование добровольное. По обязательному — около 4 процентов от зарплаты человека отчисляется территориальным, региональным медицинским фондам. По добровольному медстрахованию он заключает договор о медицинской помощи с определенными страховыми компаниями. Сложностей в России в этом вопросе хватает. Так что развитие страховой медицины – дело очень тонкое, и подходить к нему нужно осторожно и взвешенно. Беларусь, я считаю, идет правильным путем.