Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Медицина и здоровье

Детки в «клетке»

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Степан ПОДЫМАКО.

«Интернет сам по себе — не добро и не зло: он — часть окружающего мира, который с каждым днем становится все более цифровым. Разумеется, наши дети рано или поздно начинают познавать эту часть мира. Интернет, безусловно, можно использовать во благо ребенка: сейчас в Сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. С помощью Интернета можно общаться с далекими родственниками и друзьями. Однако Всемирная паутина порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста, — с сожалением констатировала заведующая отделом общественного здоровья Могилевского зонального Центра гигиены и эпидемиологии Светлана Мотовилова.

— Разумеется, далеко не каждый подросток, заходящий в Интернет, становится его жертвой. Для этого существует несколько рисков, каждый из которых может «запустить» зависимость. Главные – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания со стороны родителей, и отрицательное воздействие сверстников».

— Светлана Григорьевна, какая же бывает зависимость?
— Обычно психологи и психиатры выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три: навязчивый веб-серфинг (беспорядочные переходы с сайта на сайт); пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, преобладание общения на форумах, в чатах и социальных сетях над живым общением; игровая зависимость (разнообразные онлайн-игры по Сети).

— Что должно насторожить родителей в обращении их юного чада с компьютером?
— Повод для тревоги есть, если у ребенка проявляются некоторые из ниже перечисленных поведенческих факторов, а именно: увеличение времени, проводимого за компьютером; неадекватное, вплоть до скандала, поведение в ответ на предложение или замечание выключить компьютер; потеря интереса к реальной жизни; частые резкие перепады настроения; снижение успеваемости в школе; нарушение сна.

Но, хочу подчеркнуть, не следует сразу бросаться в панику и путать с интернет-зависимостью пользование Интернетом как средством нахождения информации для учебы, переписки с реальными друзьями (аська) и возможностью отдохнуть, сменить вид деятельности (1—2 часа игры в зависимости от возраста, наличия свободного времени). Это достаточно тонкий «водораздел», и благоразумие и наблюдательность родителей здесь играют весьма важную роль.

— Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Каковы меры профилактики, чтобы помочь ребенку избежать «тисков» Всемирной паутины?
— Способов уберечь детей от интернет-зависимости, научить правильному и умеренному использованию Всемирной паутины достаточно много. Специалисты, в частности, дают следующие, наиболее простые и действенные рекомендации родителям:
— если ваш главный способ отвлечения от трудовых будней и рабочих обязанностей – Интернет, глупо ждать чего-то обратного от сына или дочери. Взрослые сами должны быть по-настоящему увлечены реальной, а не виртуальной жизнью;
— необходимо живое общение. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами, они сами распахивают дверь для возникновения зависимости. Начать следует с обычного активного семейного отдыха. Помочь отвлечься в семейном кругу, за городом, на отдыхе – реально и действенно;
— важный момент — полноценный и разнообразный досуг ребенка. Если у подростка много интересов и хобби (книги, спорт, музыка, коллекционирование...), у него не будет времени для бесцельного блуждания в Сети;
— будьте проводником ребенка в Сети, «шагая» немного впереди него в области освоения Интернета. Покажите все возможности Сети, а не только игры и социальные сети;
— знайте, чем занимается ребенок в Сети. Добавьте его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах Интернета, заодно будете в курсе того, с кем он общается. Важно не шпионить за ребенком – он должен иметь, например, право на неприкосновенность своей переписки.
И в заключение еще один очень важный момент: все эти правила желательно начать использовать еще до того, как ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже за уши от него не оттащить…