Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Культура

Фотографы Деньер и Юрковский

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Галина ХИТРИКОВА.

«Сигизмунд Юрковский – фотограф из Витебска» – так называется книга Людмилы Хмельницкой, директора белорусского Музея Марка Шагала, с презентацией которой она приезжала в Могилев в сентябре. Это был второй город в стране, который познакомился с изданием, увидевшим свет в текущем году. За что Могилеву такая честь?

Прежде чем дать пояснения столь необычным стечениям обстоятельств, стоит, наверное, хотя бы несколько слов сказать о том, кто же такой Сигизмунд Юрковский (1833–1901). Тем, кто интересуется историей фотографии, наверняка, это имя знакомо, так как фотограф из Витебска – непререкаемый авторитет среди мастеров светописи. Он занимался этим непростым ремеслом еще в конце ХIХ века, отдав любимому делу 35 лет. Это ему принадлежит авторство «мгновенного затвора» фотоаппарата. На московском съезде фотографов в 1882 году Юрковский демонстрировал свое изобретение коллегам, но, увы, идея в то время так и не была осуществлена в России. И лишь через десять лет аналогичный представленному шторно-щелевой затвор изготовили английские фирмы «Герри» и «Торнтон Пикар». Но факт презентации «затвора Юрковского» сохранился в истории. Изобретение легло в основу создания фототехники на предстоящие сто лет – вплоть до появления цифровых технологий.

Фотограф из Витебска известен также своими работами по использованию фотографии в судебной практике. Но все же самая главная его заслуга, с нашей точки зрения, в создании коллекции фотографий о Витебске последней трети ХIХ века.

В ту пору в моду активно входило не только фотографирование как таковое, но и создание открыток с видами архитектурных сооружений населенных пунктов, в основном городов. Практически все витебские мастера светописи – а их было немало – фотографировали родной город. Мастерство некоторых, в том числе и Юрковского, выделяло именно те места, которые очень скоро стали знаковыми.

Сегодня ценность сохранившихся снимков еще и в том, что за прошедшее столетие Витебск значительно изменился, многое утратил в силу различных обстоятельств. С годами появилась необходимость в восстановлении хотя бы части утерянного. К тому же сохранившиеся фотографии города дают возможность воссоздать собирательный его портрет, сделать его черты определеннее, а рассказ о нем наполнить мельчайшими, но интересными и важными подробностями.

Но какое отношение человек, оставивший столь значимый след в истории отечественной и мировой фотографии, а также в истории Витебска, имеет к Могилеву? Оказывается, самое непосредственное.

На сегодня доподлинно место рождения Сигизмунда Юрковского не установлено. Некоторые источники таковым называют украинский город Нежин, но какие-либо подтверждающие это документы пока отсутствуют. При этом имеется много фактов, дающих повод предполагать, что Юрковский родился в Могилевской губернии. На это указывает, во-первых, учеба в Могилевской мужской гимназии (в 1850 году он окончил 6 классов, о чем свидетельствует сохранившийся в архивах документ). А во-вторых, уже позже будущий фотограф трудился на государственной службе в Могилеве, а затем и в Черикове в качестве уездного стряпчего (ходатай по частным делам в коммерческих судах). Правда, между этими двумя жизненными периодами была учеба в Нежинском лицее, а затем – в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. В 1861 году Юрковский бросил академию и вернулся в Могилевскую губернию на несколько лет.

Но даже если доказательств его рождения на земле могилевской найдено не будет, фактов зачислить его в список выдающихся людей Могилевщины вполне достаточно.
К тому же есть все основания считать, что необычное для тех времен увлечение светописью зародилось именно в Могилеве. Как утверждают те же архивные документы, найденные Людмилой Хмельницкой, ученик Юрковский оценку «пять», то есть наивысший балл, неизменно из месяца в месяц получал только по рисованию. С такой же успеваемостью учился в Могилевской мужской гимназии и Андрей (Генрих Иоганн) Деньер – один из самых знаменитых фотографов-портретистов Санкт-Петербурга – тогдашней столицы Российской империи. Документы, подтверждающие его рождение в Могилеве, имеются. Он появился на свет у выходца из Швейцарии, который приехал к своему соотечественнику в Вильно учиться кондитерскому (конфетному) делу, да так и остался здесь, поселившись в Могилеве. Сын швейцарца настоящей своей родиной считал Давос (город в Швейцарии) и всего за два года до смерти принял российское гражданство.

Переехав из Могилева в Санкт-Петербург, юный Деньер окончил Императорскую Академию художеств по классу исторической живописи и даже брал уроки у самого Карла Брюллова. Но после учебы стал заниматься фотографией. Надо отметить, что именно в это время светопись воспринималась обществом исключительно как ремесло, особенно живописцы не желали признавать ее видом искусства. Деньер первым из академических художников открыл в Пассаже свою мастерскую, отличавшуюся от других художественным направлением. Кроме всего прочего, художник Деньер окружал себя художниками, что и поспособствовало смягчению их взглядов на фотографию. А спустя 10 лет его работы как образец настоящего искусства демонстрировались уже на заседании Парижской академии наук. Потом были звания «фотограф Императорской Академии художеств» и «фотограф Их Императорских Высочеств», что давало право помещать государственный герб на продукции. Деньер в своей профессии достиг небывалых высот: его избрали в состав фотографического отдела Императорского русского технического общества, он стал членом Французского фотографического общества, активно выезжал с выставками за рубеж.

Когда Сигизмунд Юрковский приехал на учебу в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербург, Деньер находился на пике своей популярности. Если учесть, что они учились в одной гимназии в Могилеве, хотя и в разное время, преуспевали исключительно по рисованию, да к тому же у них был один учитель по этому предмету – Иван Фаленский, то можно предположить, почему Юрковский оставил учебу в академии. Вполне вероятно, что он познакомился с земляком, о котором, наверняка, слышал много положительного и даже восхитительного, а возможно, даже имел при себе рекомендательное письмо к Деньеру от того же учителя рисования Могилевской мужской гимназии. На близкое знакомство со знаменитым фотографом-портретистом указывает и то, что имеющий неплохие способности к рисованию Юрковский по возвращении в «родные пенаты» начинает серьезно заниматься фотографией. А его работа в Витебске является доказательством того, что у него это неплохо получалось.

Теперь, думаю, стало понятным, почему презентация книги «Сигизмунд Юрковский – фотограф из Витебска» проходила именно в Могилеве. Людмила Хмельницкая познакомила могилевчан не только со своим трудом, она первая «вернула» городу имена сразу двоих выдающихся могилевчан, что также дает все основания утверждать: Могилев – город фотографов.

Тема истории фотографии в Могилеве определенно уже давно назрела. Это подтверждает и данная презентация, и находящийся сейчас в стадии реализации проект по созданию книги-альбома, рассказывающей о развитии фотодела и фотоискусства в нашем городе, начиная с середины ХIХ века до 2000 годов. С такой инициативой выступили именитые в Могилеве фотографы. Они же занимались сбором материала и подготовкой книги к печати. Но до издания альбома, к сожалению, дело не доходит. Наличие в нем большого количества снимков требует высокого уровня полиграфии и отменного качества бумаги для книги, что, безусловно, отражается на ее цене. Собранные фотографами личные средства составляют только половину необходимой суммы. Сейчас они заняты поиском спонсоров, которые могли бы помочь хорошую идею сделать реальностью. А также открыть для могилевчан и гостей города еще одну очень интересную, но мало кому известную грань истории Могилева.

На: Фотографы Деньер и Юрковский

На заседании 5 отдела русского технического общества 10 марта 1883 г., на котором была представлена записка С. Юрковского о затворе, отмечалось, что эта идея была не нова и подобная система уже была предложена в Англии. В журнале «Фотограф» (1882, №7) в статье о затворе изобретателя Герри, (который представил его в 1880 г.), указывается, что было предложено уже несколько систем - В.П. Сабанеева, Д.П. Езучевского, Поля-Бока. То есть, идея витала в воздухе, и требовалось реализовать ее в «материале» и довести до совершенства. Юрковский был одним из многих.