Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Культура

Путешествовать, удивляться, и открывать для себя Беларусь

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Татьяна ПОДЛИПСКАЯ.

Исследователи этнокультурной традиции Беларуси кандидат филологических наук доцент Иван Крук и магистр педагогических наук Оксана Котович в очередной раз посетили Могилев. Выступая на встрече в облисполкоме, гости из Минска рассказали про некоторые обряды белорусов. Во время беседы они значительное внимание отвели теме «Весенние обрядовые практики белорусов в контексте идеологического воспитания». К слову сказать, и единый день информирования, который прошел вчера, тоже был посвящен традициям. Его тема — «Традиционные ценности белорусского народа. Некоторые вопросы христианских традиций» — вызвала интерес у жителей области.

Корреспондент «МВ» попросила ученого Ивана Крука рассказать более подробно о народных традициях.

— Иван Иванович, напомните, пожалуйста, те «золотые правила», которых необходимо придерживаться во время Пасхи.
— Вначале нужно выполнить важный ритуал: одно освященное яйцо кладется в воду, и вся семья моет лицо и руки, чтобы быть красивыми и здоровыми весь год. Самое первое блюдо, которое нужно съесть на Пасху, — это освященное яйцо. Его делили на столько частей, сколько в семье было человек (чтобы родные были вместе на протяжении года). Каждый ел свою долю и запивал святой водой (взятой на Крещение). После этого можно кушать все остальное. В народе свято верили, что если в первый день Пасхи, в воскресенье, есть только освященное, то летом не укусят змеи. На Пасху непременно сделайте семь добрых дел или подарите семь подарков. Весь год, до следующей Пасхи, Господь будет помнить вашу доброту.
Часто по поводу понятия «Чистый четверг» возникает путаница. Порядок в этот день наводить в доме ни в коем случае нельзя. К этому моменту все должно быть везде убрано. В четверг наступало время обновления для человека. На восходе солнца (это самый сильный энергетический период на протяжении всех суток) хозяин обязан сходить в баню, помыть свою семью и встречать праздник в абсолютной чистоте. Бытует мнение: «Кто в великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год».

— Вы неоднократно бывали в Приднепровском крае во время рабочих экспедиций. Какие обряды наиболее впечатлили?
— Во-первых, каждый историко-культурный регион по-своему богат и неповторим. Могилевщина вдруг открылась богатством свечи. Самый первый раз нас пригласили 4 года назад в д.Бастеновичи Мстиславского района на праздник «Варваровская свеча». То, что мы увидели там, пора­зило меня и Оксану настолько, что все это трудно было передать словами. Через три года мы поехали туда вновь с определенными вопросами и зафиксировали все так, как происходило в реальной жизни. Также мы «ахнули» от того, как в области проходит «Гуканне вясны», залюбовались свадебными обрядами…

— Над чем сейчас работаете?
— Последние пять лет мы с Оксаной Вениаминовной трудимся над книгой «Белорусская традиционная культура в вопросах и ответах», а также реализуем проект «Сакральная Беларусь». Сейчас создаем электронную карту, где будут записаны и отмечены святые криницы и святые камни. Таких мест у вас тоже немало. Подобную карту можно будет подключать к туристическим маршрутам. Очень хочется, чтобы наши жители чаще путешествовали по родным местам и открывали небывалую красоту, которая рядом с нами. Убежден: самое большое богатство, когда вся семья садится в машину и едет по Беларуси.

— Можете ли Вы выделить семь знаковых мест, где нужно обязательно побывать каждому белорусу?
— Сейчас нет. Ранее газета «Звязда» проводила на протяжении года конкурс «Семь чудес Беларуси». Тогда я высказал свое мнение, и оно практически совпало с тем списком, который выйдет в финал. Нынче не стал бы говорить про те 7 мест, где нужно побывать. Ведь в каждом уголке есть своя аура, красота, история, обряды и достопримечательности… Важно уметь удивляться, чаще путешествовать и открывать для себя свою Беларусь каждый день.

— Какое место на Могилевщине планируете посетить в скором времени?
— Думаю, что побудем на христианском празднике в честь святых апостолов Петра и Павла в Чериковском районе.

— Недавно увидело свет очередное Ваше издание «Вясельны куфэрак». По всему видно, что о белоруской свадьбе знаете практически все. А как относитесь к такому высказыванию: «В мае жениться — всю жизнь маяться»?
— Каждая народная пословица фокусирует в себе огромную мудрость, обоснованную опытом. Поэтому всегда говорю: за этим что-то стоит.

— Расскажите тогда, пожалуйста, о том, что нужно учитывать при планировании даты свадебного торжества.
— Поговорка «Семь раз отмерь — один отрежь» нацеливает нас на поиск оптимальных сроков «сочетания двух сердец» с целью их продолжительного и гармоничного сосуществования. Одной из важнейших составляющих христианско-ведического календаря являются посты, во время которых свадьбы не игрались.
В народной культуре славян сложилась традиция, запрещающая проводить свадьбы в дни летнего (Купалье) и зимнего солнцеворотов (Коляды), весеннего (Пасха) и осеннего (Богач) равноденствий, а также в периоды на стыке пор года (Масленица, Сёмуха-Троица, Жниво-Спас, осенние Деды). Это время было переходным, нестабильным, а значит, не подходящим для создания прочной семьи. Нежелательны браки во время празднования Коляд. У белорусов бытовало убеждение, что «на Каляды толькі ваўкі жэняцца». Следует обратить особое внимание на запрет жениться в поминальные родительские субботы, называемые в народе «Деды».
Наиболее благоприятным периодом для празднования свадеб считается время от самого конца августа до начала Рождественского поста (28 ноября). Но из него необходимо исключить все поминальные дни. Этот период в белорусском народном календаре получил название «вялікая вясельніца», потому что самое большое количество свадеб совершалось именно в эти дни, также благоприятен зимний Мясоед — период, который начинается 21 января и заканчивается накануне Масленой недели. Есть еще один непродолжительный промежуток времени, в течение которого допускалось играть свадьбы. Он начинается накануне Троицы и заканчивается перед Петровским постом. Чаще всего он выпадает на вторую половину мая и начало июня. В народном творчестве сохранилось два фразеологизма, которые свидетельствуют о сдержанном или даже негативном отношении народа к свадьбам этого периода. Старайтесь не играть свадьбу в високосный год. Следует обязательно учитывать и фазу Луны. Наиболее благоприятное время — «под полнолуние» (от первой фазы Луны, называемой в народе «молодой месяц», до того периода, когда Луна вот-вот станет полной, т. е. наступит полнолуние). Наиболее благоприятным днем для начала свадьбы — регистрации в загсе — венчания в храме — дальнейшего проведения свадебного торжества может быть пятница. На втором месте — воскресенье.

— Какие обереги должны быть у молодых во время свадебного обряда? Назовите некоторые из них.
— Нательные кресты. Невесте легко спрятать в складках одежды маленькую икону Девы Марии, жениху — положить в левый нагрудный карман икону Иисуса Христа (иконы могут быть именными — св. Николая Угодника, Андрея Первозванного).
Чтобы молодых не сглазили во время свадьбы, к одежде с изнаночной стороны прикалывали по булавке, красными нитками вышивали небольшой крестик. Одним из самых мощных оберегов для невесты считался пояс (лента, нитка) красного цвета, которым она подпоясывалась, прежде чем надеть свадебное платье. Перед свадьбой мать или бабушка невесты (жениха) шила небольшой мешочек из ткани красного цвета и засыпала туда несколько крупинок четверговой соли. Затем его прикалывали или пришивали к одежде с изнаночной стороны в области сердца.

— А что можете сказать про одежду молодоженов?
— Белое платье с веночком и фатой имеет право надеть невеста-девственница (в противном случае подбирает себе платье других цветов — бежевое, розовое, голубое и т. д.). Если невеста беременна, то она должна, прежде всего, позаботиться о будущем ребенке и надеть наряд, в котором доминирует красный цвет, являющийся, по народным представлениям, надежным энергетическим оберегом от глаз присутствующих на свадьбе людей. Выбирая платья и костюмы напрокат, стоит задуматься, какую энергетику оставила предыдущая невеста (жених), ведь счастье взять напрокат невозможно, а вот чужие беды и несчастья — запросто. Покупайте фату, платье, туфли невесте в так называемые женские дни — среду и пятницу. Недоброжелатели могут навлечь на вас беды и неудачи, используя свадебное платье и фату, поэтому необходимо тщательно беречь их и не давать примерять другим людям.

— А что следует помнить влюбленным, украшая свадебный кортеж?
— Лучше всего придать красоту первой машине свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на подставке, внутри которых будут маленькие колокольчики, а также шарами, лентами, красными и белыми цветами. В ритуальном плане звон колокольчиков извещал об очередном праздничном событии — создании новой семьи. Перезвон колокольчиков нейтрализовал любые чародейства.
Избегайте экстравагантных современных украшений. Например, нежелательна пластмассовая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, которые символизируют лебединую верность (как только машины свадебного кортежа начнут движение, они могут разлететься в разные стороны. Это нехорошо. Статус свадебного кортежа неприкасаем на протяжении всего пути, поэтому всегда и везде найдите возможность уступить ему дорогу.

— О каких традициях следует помнить в загсе?
— В загсе, как и в храме, невеста должна находиться с левой стороны от жениха. Шафер жениха находится рядом с ним, шаферка — рядом с невестой. Если во время регистрации брака молодым предложили встать на рушник, надо знать, что становиться и сходить с него можно только парой, а не по одному. Особенно внимательными надо быть, когда молодые обмениваются кольцами. Знак того, что молодые скоро расстанутся, — оброненное кольцо.

— Иван Иванович, а Вы сами суеверный человек?
— Не понимаю слова «суеверный». Занимаюсь на протяжении 40 лет народными традициями, в том числе и вопросами религии. Бабушка закладывала в меня эти обычаи, а теперь и я сам, став дедушкой, все равно сохраняю их, учу этому детей и внуков.

— Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы популяризировать белорусские традиции?
— Чаще и более эффективно работать в этом направлении с молодежью. Нам не хватает продуманной, системной, комплексной работы идеологического направления с подрастающим поколением. Наши семьи, к сожалению, не закладывают новому поколению то, что знают старшие. Поэтому школа и культура должна больше рассказывать про народные ценности.
Татьяна Подлипская.
Фото автора.