Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

Компетентно

Сегодняшнее настроение – это наш вчерашний сон

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Мария ХЛЫСТОВА.

У каждого из нас случаются моменты, когда мы испытываем беспокойство, тревогу и состояние повышенного напряжения. Как с этим справиться, рассказал начальник управления судебно-психиатрических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области кандидат медицинских наук Антон Балашов.

Лужа на дороге
Люди реагируют на стресс и неудачи по-разному – одни относительно легко переживают, а другие зацикливаются. Любая концепция реагирования, в том числе и психических реакций, подразумевает под собой личность и ситуацию. Если мы говорим о здоровой личности, то тут нужно отметить, что каждый человек имеет свой определенный опыт, уровень переживаний и защитные силы. И реагирует на ситуацию исходя из них. Поэтому реакция на те или иные события у всех нас разная. Например, двоих парней бросили девушки. Ситуации одинаковые, но один обрадуется, другой расстроится.

Стресс есть в жизни каждого на биологическом уровне, когда к нам в организм попадают микробы, и на социальном – в виде разных непредвиденных ситуаций. Допустим, идет человек по улице и видит лужу. Если он не приспособлен, то начнет расстраиваться, винить окружающих, считать себя «невезучим» и т.д. А если к ситуации приучен, то он эту лужу обойдет и, может, даже не заметит этого, тем сэкономя себе время, нервы и силы. Поэтому, если человек к стрессу подготовлен – а без стресса жизни не существует, – он выйдет из него победителем. А тот, кто замыкается в себе, вместо того чтобы искать способ решения проблемы, будет в проигрыше.

Самые базисные навыки – хочу-не хочу, можно-нельзя, позволено-не позволено – закладываются чуть ли не в процессе первых нескольких дней кормления. Одна мама на желание ребенка поесть быстренько его накормит, другая это время отсрочит. И вот здесь уже формируются первые навыки мировосприятия – добр к нам этот мир или враждебен.

Расскажу больше. Доктором наук, профессором Олегом Алексеевичем Скугаревским в группе с российскими и европейскими учеными проводилось международное исследование, посвященное пищевому поведению девочек. За ними начинали наблюдать с момента грудного кормления и продолжали до подросткового возраста. И это исследование доказало, что расстройство пищевого поведения закладывается во время кормления. То есть некоторые ограничения в питании новорожденной в самом раннем возрасте впоследствии могут вылиться в нервную анорексию.

Родом из детства
Ребенку, который жил в семье, где проблемы решались при помощи тяжелого кулака, будет сложнее стать многогранной личностью со множеством вариантов реакции на стресс. Во взрослой жизни такой человек станет также заученно агрессивно реагировать на те ситуации, которые будет классифицировать как конфликтные, либо наоборот. Если личность мирная – примет роль жертвы.

В конце 70-х годов в Могилевской области жила семья – папа, мама и двое детей. Отец был очень жесткий и постоянно избивал жену и мальчиков. Не выдержав, супруга убила его. И один из сыновей, десятилетний мальчик, маме инстинктивно помог. От отца он ничего, кроме побоев, не видел, а маму было жалко. Оба мальчика, едва повзрослев, с завидной регулярностью стали попадать в тюрьму. И в последующем через несколько лет один из них убил мать. А примерно лет через двадцать второй убил сестру отца – свою единственную тетю, которая носила ему в тюрьму передачи и заботилась в короткие перерывы между отсидками. Сложно себе представить, что ребенок, живший в среде, где любые вопросы решаются исключительно агрессивным способом, каким-то образом в такой семье научится по-иному разрешать сложные ситуации...

Но если мы посмотрим на подростков, которые покончили жизнь самоубийством, то увидим, что большинство из них – это как раз дети из тех семей, которые бы мы со стороны назвали «хорошими». «Хорошая семья» – это оценочная категория. На самом деле под внешне «хорошей» может прикрываться глубокая внутренняя семейная дисгармония. Дисгармоничные семьи – это семьи, которые внешне хотят быть хорошими и положительными, но таковыми не являются, однако очень успешно кажутся. Внутри же – это деспотичные, эмоционально холодные семьи, в которых не удовлетворяются базовые потребности ее членов. В них нет места таким понятиям, как поддержка, эмоциональная привязанность, забота. Отношения здесь строятся не на основе любви – привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Бескомпромиссны нормы и правила поведения ее членов, включая строгие санкции за их невыполнение. Ребенок, растущий в такой семье, в силу неудовлетворенной потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании испытывает постоянную высокую тревожность и зачастую – депрессию.

Семейный сценарий
Человек будет строить свою семью по опыту той, в которой вырос, если долго жил с родителями. Но, попав в более жесткое общество, в суворовское училище например, которое научит дисциплине, он получит совсем другой сценарий. Оказавшись в тюрьме, в зависимости от того, сколько там пребудет, он перей-мет навыки и стереотипы поведения того общества.

Но если ребенок все время жил в семье и со временем не поменял ее на что-то другое, то с большой вероятностью он изначально будет поступать так, как кто-то из членов его семьи. Однако жизнь не стоит на месте, личность развивается, появляются новые варианты реагирования, новые стереотипы поведения. Даже самые несгибаемые личности, которые на все реагируют агрессией, с течением жизни смягчаются и находят иной вариант разрешения проблемы.

Посмотрите на зверей, как они учат своих детенышей охотиться и выживать. В идеале мать с отцом должны учить детей умению жить в разных ситуациях и удовлетворять свои потребности общественно приемлемыми способами. Поэтому ребенку надо показывать пример – как необходимо поступить, чтобы добиться цели. Когда дети понимают, что слова не расходятся с делом, отец с матерью придерживаются тех принципов, о которых говорят, то без всяких слов перенимают эту модель поведения. Они не испытывают ощущения неопределенности и сомнений, авторитет родителей для них является ведущим. Семья гибкая, приспосабливаемая, отношения выстраиваются на основе любви, понимания и поддержки. В таких семьях ребенок точно знает, за что его похвалят, а за что накажут. К нему не предъявляются чрезмерные требования, и он растет психически здоровым, устойчивым к стрессу человеком.

Реакции на стресс
Есть три типа реакции на стресс. Первый тип, острую реакцию, вызывает что-то глобальное, например, катастрофа, война или тяжелая семейная трагедия. Она сопровождается расстройством сознания – человек куда-то бежит, кричит, руками машет. Зачастую такие острые состояния проходят в течение суток, однако обязательно требуют в этот момент квалифицированной психологической или психотерапевтической помощи. Второй тип, расстройство адаптации, развивается не за секунды и минуты, а в течение дня или нескольких дней, когда человек попадает в какие-то новые условия или жизненную ситуацию на грани адаптивных возможностей его психики. Отсюда – повышенная тревожность или депрессия. Такие реакции на стресс хорошо поддаются лечению и в подавляющем большинстве случаев проходят либо сами, но дольше, либо при вмешательстве врача-психотерапевта – от недели до месяца. Обе эти реакции связаны непосредственно со стрессовым событием и следуют вслед за ним.

Но есть и третий вид, так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, – «вьетнамский синдром» или «афганский синдром». Человек, допустим, побывал в местах боевых действий или чрезмерно стрессовых для него ситуациях. Не важно, осознал ли тогда он этот стресс или ему было не до этого и он его просто «проглотил». Но через 2–7 лет стресс начинает выходить в виде ночных кошмаров, причем таких, которые не дают ему жить. Содержание их – как раз то самое пережитое. Человек начинает бояться ночи и может неделями себя заставлять не спать. В плане выздоровления эта реакция на стресс самая длительная, но также поддающаяся лечению.

Укрепляем психику и настроение
Самое первое и самое легкое правило – засыпать до 10 часов вечера. Человек на протяжении тысяч (по Библии) или миллионов лет (по эволюции) засыпал тогда, когда заходило солнце, и просыпался с восходом. Засыпать после девяти мы начали 120 лет назад с изобретением лампочки. 120 лет для организма, который привык жить тысячами лет по-другому, – это ничего.

Практически весь советский период мы ложились спать в десять часов, после программы «Время», потому что дальше смотреть было нечего.

Почему мы стали ложиться спать позже? Потому что телеэфир после развала Союза стал заполняться вечерними передачами, возбуждающими интерес. А потом появился Интернет с социальными сетями, активность общения в которых зачастую начинается ближе к полуночи.

В итоге мы взбудораженными ложимся заполночь, просыпаемся в шесть и имеем полностью разбитую психику, закон которой говорит о том, что сегодняшнее настроение – это наш вчерашний сон. Было проведено научное исследование, абсолютно четко показывающее, что сон имеет два разнонаправленных действия – сильное антидепрессивное и сильнейшее депрессогенное (то есть способствующее развитию депрессии). Сон с шести часов вечера до 12 ночи – мощнейший антидепрессант, а после 12 – наоборот, и полноценного отдыха уже не даст. На этот счет есть хорошая пословица: час сна до полуночи равен двум часам после.
Еще один способ сделать психику крепче – бороться с собственными страхами. Страх – штука полезная, изначально предостерегающая от каких-то опасностей. Но бывает, что он уже перестает выполнять функцию предостережения и начинает ограничивать нас в жизни. В любом случае то, что сейчас мы испытываем как страх, когда-то было нам на пользу. Но мы этот опыт не переработали, и он стал над нами довлеть.
С психологическим страхом справиться несложно. Необходимо начинать делать то, чего боишься. Но не ставьте себе задачу сразу все довести до конца. Допустим, вы боитесь пауков. Но, когда смотрите на них с расстояния пяти метров, дискомфорта ведь не испытываете? Ваша цель – по шагу подходить к пауку до тех пор, пока не начнете хоть немного бояться. Испугались – отошли, никакого насилия над собой. Поверьте, в следующий раз вы уже без всякого страха подойдете к нему гораздо ближе.

Противоположность страху – это смелость. Что бы мы ни начинали делать в первый раз, всегда проходим через этап страха. Но страха не существует у грудных деток. Мы его потом им прививаем. Если бы младенцы могли испытывать страх, половина из них никогда не научилась бы ходить! Ребенок, делая первые шаги, постоянно падает. Он сделал попытку, упал, может, даже ударился, но встает и пробует бесконечное число раз, пока не получится. От первых трех самостоятельных шагов у него эйфория! Потом эта радость превращается в смелость, а смелость в свою очередь переходит просто в навык, в привычку. Вспомните, то же самое было у вас, когда вы учились танцевать, управлять велосипедом, водить машину…

Любое наше обучение проходит через столкновение с неудачей. Но надо вспоминать того маленького ребенка, который учится ходить до тех пор, пока у него не получится.

Реклама