Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Компетентно

Права потребителей под защитой

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Фаина ДУБРОВСКАЯ.


15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, который по сути касается каждого из нас, поскольку все мы потребители в различных сферах деятельности и на протяжении всей жизни разнообразных и многочисленных услуг и товаров. У истоков создания Могилевской городской организации общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» стоял, а ныне ее возглавляет Василий Черный, с которым мы беседуем об этом общественном формировании.
– За 20 лет работы активисты нашей организации, – говорит Василий Ефимович, – оказали помощь в решении различных вопросов свыше ста тысячам потребителей г.Могилева и области по защите их законных прав и интересов.
В 2010 году к нам обратилось более 5000 человек. 220 из них при участии специалистов организации защиты потребителей (ОЗП) решили свои проблемы в досудебном и судебном порядке. Составлено 115 претензий, направлено в суды 54 иска, участвовали в 25 судебных заседаниях, подготовили 8 кассационных жалоб, провели 55 экспертиз. Общая сумма возмещения материального и морального вреда составила 52 млн. 320 тыс. рублей, конечно, основная сумма – 45 млн. 140 тыс. рублей – материальный ущерб. По инициативе нашей ОЗП в минувшем году бюджет пополнен на 10 млн. 648 тыс. рублей.
– Пожалуйста, скажите: какой первый шаг нужно сделать покупателю или потребителю определенных услуг, если у него возникло какое-то недоразумение и он хочет обратиться за помощью в ОЗП?
– По всем вопросам защиты законных прав и интересов мы ведем прием потребителей все дни недели, кроме воскресенья, с 10 до 18 часов, перерыв с 13.00 до 14.00, находимся по адресу: ул.Болдина, 4 (район площади Орджоникидзе) в областном центре.
А также можно круглосуточно обратиться по телефону «горячей линии» 22-93-92 – грамотно, четко и лаконично изложить проблему и оставить свои координаты для обратной связи. Наши специалисты свяжутся и подскажут, как дальше поступать.
– А вы помогаете защищать интересы всем обратившимся или только тем, в правоте которых не сомневаетесь? Допустим, пришел в ОЗП потребитель. Какова схема дальнейших действий по решению его проблемы?
– Вся работа в ОЗП строится на основании законов РБ «О защите прав потребителей» и «О защите потребителей жилищно-коммунальных услуг». Абсолютно все обратившиеся будут бесплатно проконсультированы по вопросам приобретения и использования товаров (результатов работы, услуг, в т.ч. и жилищно-коммунальных), все остальное производится на возмездной основе.
Предположим, мы составляем претензию, заключаем договор с потребителем и выдаем чек оплаты за нее, а он уже сам отсылает ее заказным письмом исполнителю. Иногда этого достаточно, чтобы конфликт был исчерпан: потребителю либо в 7-дневный срок возвращают деньги, либо в течение 14 дней сообщают о своем решении.
Затем мы по договору на возмездной основе составляем исковое заявление в суд, кстати, потребитель не платит госпошлину при подаче его. Если потребитель пожелает – представляем его интересы в судебных инстанциях. В исковом заявлении указываются все убытки, причиненные потребителю, а также моральный вред, которые затем возмещает ответчик. И потребитель имеет право при несогласии с судебным решением подать кассационный иск в вышестоящую судебную инстанцию. О практических результатах этой работы мы сказали выше. Мой совет потребителям: заключайте договора, берите чеки, имея их, проще отстаивать свои права.
– Расскажите, пожалуйста, о некоторых интересных фактах по конкретным судебным искам.
– А у нас неинтересных дел не бывает, каждое по-своему уникальное, т.к. касается человека, его морального состояния и материальных затрат. Например, могилевчанка приобрела дорогостоящий плазменный телевизор, а он оказался бракованным. Не вникая в подробности досудебных действий, скажу лишь результат: она получила 4,5 млн. рублей, в т.ч компенсация морального вреда составила 1,2 млн.; за нарушение гарантийных сроков ремонта автомобиля его владельцу выплачено ответчиком неустойки 1,5 млн. руб. и 500 тыс. руб. – за моральный вред. За неисправный холодильник «Индезит», который изначально торговая фирма отказывалась взять обратно, покупательнице вернули деньги.
За каждым таким фактом стоят человеческие переживания, нервные страдания, стресс, нередко слезы и, конечно, деньги. Причем с обеих сторон — как истца, так и ответчика.
– А что бывают и недобросовестные потребители?
– Встречаются, безусловно, изредка факты, когда потребитель не прав. Некоторые предприниматели называют их «экстремистами», что в корне не верно, и я с этим не согласен. Но таким потребителям мы объясняем, в чем они не правы, не вставая на их сторону. И почти всегда находим понимание.
Мы учим потребителей защищать свои законные права и интересы и ни в коей мере не собираемся поддерживать отдельных недобросовестных потребителей.
– На что больше всего жалуются люди?
– Характер жалоб обширный: обувь, одежда, мебель (качество, сроки эксплуатации, переобтяжка), окна ПВХ, мобильные телефоны, компьютеры и другая сложно-бытовая техника.
С 2010 года согласно Закону РБ «О защите прав потребителей» наша ОЗП начала на возмездной основе проводить независимую экспертизу товаров народного потребления. У нас работает опытный эксперт по обуви Иван Сысун, ищем грамотного специалиста по сложнобытовой технике.
– Как планируете отметить Всемирный день прав потребителей?
– В этот день в конференц-зале гостиницы «Могилев» проведем научно-практический семинар, посвященный празднику, в котором примут участие представители различных служб: стандартизации, торговли, экологии и др. Обсудим злободневные вопросы и тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2011 году этот день пройдет под девизом «Потребители за честные финансовые услуги», т.е. услуги банков, предоставление и погашение кредитов, рассрочек и вопросы усиления защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг.