Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Компетентно

Кто заказывает «застывшую музыку»?

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Владимир ЯКУБОВСКИЙ

В редакцию позвонил читатель: «В районе автовокзала видел забор, ограждающий стройплощадку, разметочные колышки. Неужели наконец-то взялись за проект развития автовокзала, о котором говорили еще лет 8 назад?»
Редакция попросила ответить на этот вопрос главного специалиста института «Могилевгражданпроект» Романа ОЛЕКСИНА.

— Ваш читатель прав в том, — говорит Роман Евстахович, — что в 2001 году нами разработан проект реконструкции и развития автовокзала в Могилеве. Тогда же реализована только его первая очередь — реконструкция старого здания. Вторую, которая предусматривала развитие вокзала в соответствии с возросшими потребностями города, в то время отложили — не нашлось необходимых средств.
Но начатые у автовокзала работы не имеют отношения к проекту его развития. Судя по всему, идет подготовка к строительству очередного торгового центра по заказу частного инвестора. Прилегающий к автовокзалу 2-гектарный участок приобретен им на аукционе.

— В чем суть проекта развития автовокзала?
— Автовокзал в Могилеве спроектирован и построен в 1967 году в соответствии с тогдашними требованиями и возможностями. Но за 40 с лишним лет ситуация в корне изменилась. Раньше автостанция, несмотря на близость к центру, располагалась на задворках, фактически в тупике. Но с вводом путепровода через железную дорогу по ул. Ленинской появился прямой выход на Шкловское шоссе, на ул.Крупской. Соответственно транспортная напряженность в районе автовокзала значительно выросла.
Она еще более обострится в перспективе. В соответствии с новым генпланом Могилева здесь пройдет продолжение ул.Королева, которая свяжет микрорайон Юбилейный с Минским шоссе, минуя центр города. В результате будет замкнуто внутригородское транспортное кольцо, куда войдут улицы Королева — Космонавтов — Шмидта — Димитрова. Автовокзал станет его важнейшим звеном: благодаря кольцу из него можно будет выехать в любом направлении, не пересекая центральную часть.

— Как согласуется этот проект с упомянутым вами строительством торгового центра?
— На мой взгляд, никак. Дело в том, что его проектированием занимались специалисты из Риги. Не могу их ни в чем упрекнуть, они выполнили поставленную задачу. Но какую? Оказывается, им поручили спроектировать этот магазин с учетом существующей застройки: здесь забор, здесь туалет, а вот это здание планируется снести… И все! О том, что есть генплан города, что существует проект развития автовокзала, их даже не поставили в известность.

— А сейчас это не поздно сделать?
— Недаром говорится: лучше поздно, чем никогда. Однако возникает ряд принципиальных вопросов. И главный из них — кто возьмет на себя за это ответственность?
По большому счету, сомнение вызывает сама целесообразность строительства торгового центра именно в этом районе. Ведь в ходе развития автовокзала для организации торгового и прочего сервиса может быть приспособлено и использовано старое его здание.

— Какую-то безвыходную ситуацию вы обрисовали…
— Почему же, выход есть всегда. В развитии Могилева такие ситуации возникали не раз. Когда-то, еще в начале 1960-х годов, была идея организации транспортного перехода через Днепр. Но на реализацию денег пожалели. Сейчас, когда люди карабкаются по кручам или троллейбусы на Днепровском спуске стоят в гололед, никто даже не представляет, что все могло быть по-другому.
Надеюсь, что опыт — «сын ошибок трудных» — все же из этих исторических прецедентов извлечен. И в ситуации вокруг автовокзала, в конечном счете, будет принято рациональное, нацеленное на перспективу решение.