Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

goodhair-spb.ru

Калейдоскоп

Хранительница народных традиций

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Ольга СМОЛЯКОВА.

Лозоплетение – древнейшее прикладное искусство – процветает и поныне народных традиций.

Москва, 90-е годы. По ВДНХ прогуливается миловидная женщина, рассматривая всякую всячину. Торговые ряды здесь, в отличие от небольших населенных пунктов и невзирая на перестройку, поражают разнообразием ассортимента. Однако приезжую гостью «купеческое богатство» особо не цепляет. Подолгу задерживается она лишь у сплетенных из прута столиков, колыбелек, шкатулок, кресел, хлебниц и других самобытных изделий. «Что, голубушка, нравится? – интересуется один из продавцов-ремесленников, а услышав положительный ответ, предлагает: – Давай «баш на баш»: ты покупаешь у меня три товара, а я провожу индивидуальный мастер-класс по лозоплетению». Так у Галины Степаньковой, жительницы Горецкого края, в хозяйстве впервые появились плетеные тарелочка, корзинка и горлачик. А в душе – желание случайно ухваченную каплю базовых знаний превратить в филигранную технику старинного мастерства. Задумано – сделано. Спустя двадцать с лишним лет женщина – член Союза мастеров народного творчества, народный мастер Республики Беларусь и хранительница лозоплетенческих традиций, передающая опыт и знания воспитанникам Коптевской детской школы искусств и художественных ремесел.

Занятие для души
«Галина Анатольевна – наставник от Бога, – говорит семнадцатилетняя Марина, не отрываясь во время беседы от создания из лозы сказочного панно. – Меня, например, после основных уроков в школе ноги сами в ее кружок несут. Здесь учусь изготавливать совершенно различные по форме, функционалу, внешнему виду предметы из лозы, а также в свое удовольствие общаюсь с ребятами». И хоть основной акцент в работе сделан именно на лозоплетении, не обходит стороной Галина Степанькова и другие направления декоративно-прикладного искусства: керамику, резьбу и рисунок. «Каждому по способностям и желанию», – убеждена героиня материала, стараясь подобрать индивидуальный ключик к сердцу конкретного ребенка. Наверное, благодаря в том числе точечному подходу сюда так тянется ребятня. Юных умельцев-единомышленников в возрасте от 9 и старше «под крылом» мастера сегодня насчитывается более двух десятков.

Они же зачастую представляют Горецкий район на всевозможных областных и республиканских мероприятиях. Так, только в прошлом году «потомки Левши» из Коптевки принимали участие в «Лавке чудес» международного фестиваля «Золотая пчелка», в «Городе мастеров» в рамках бобруйского «Венка дружбы» и витебского «Славянского базара», в празднике белорусской письменности в Заславле, а также во многих других знаковых «биеннале». Почти отовсюду молодые искусники и их учительница привозят дипломы, грамоты, медали и кубки. Но это, по мнению Галины Анатольевны, лишь приятный бонус. Главное – любовь и искренняя увлеченность делом.

Не лыком шита
До того как стать докой по лозе, Галина Степанькова преподавала математику, была заместителем директора по воспитательной работе Коптевской средней школы. Об этом она ни капли не жалеет. Но, приходя каждый вечер с работы домой и похлопотав по хозяйству, продолжает «на автомате» до темной ночи плести, вязать и шить. И хоть женщина не признается, но возникает такое чувство, что делается все это, чтобы наверстать время. Ведь как ни крути, а ремесленничество – ее призвание.

Более того, своей страстью к народному мастерству заразила и мужа Владимира. Теперь хобби у них одно на двоих. И если прекрасная половина отвечает за эстетическую сторону процесса, то на главу семьи возложена роль завхоза. Он заготавливает подручный материал. «Технология обработки лозы не так проста, как может показаться на первый взгляд, – просвещает Галина Анатольевна. – Вначале надо выбрать подходящее сырье. Как правило, это дикорастущая ива, которую можно найти в поле, лесу, на реке. Для мелкого изящного плетения подойдут совсем молодые побеги, для создания крупных вещей – постарше. Затем многочасовое запаривание веточек и их ошкуривание. Подобный труд, особенно при необходимости большого количества лозы, требует наличия как мускулов, так и терпения».

Как ни странно, но плетеных шедевров дома у Степаньковых почти не сыскать: все раздаривается друзьям и расходится по выставкам. Да и с каждым годом изделия из лозы становятся все более модными и востребованными атрибутами для богатых домов. Поэтому заказы сыплются на прославленную мастерицу совершенно с неожиданных сторон.

Гламур из лозы
«Недавно, например, в Нидерланды улетел плетеный домик для кошки, а на Дальний Восток – жилище для мини-пуделя, – делится «коммерческой тайной» собеседница. – Честно говоря, таким потребностям раньше удивлялась – недешевое все-таки удовольствие, но сейчас уже привыкла». Каждое изделие, вне зависимости от его предназначения и будущего владельца, мастерица и ее воспитанники стараются сделать по-новому, не повторяясь.

«Представляете, даже на дни рождения стали чаще приглашать! – подхватывает разговор о целевом назначении предметов из лозы еще одна кружковая воспитанница Настена. – А что – подарок классный, только заранее имениннику стоит обговорить, какие элементы декора нравятся, какие – не очень».

К слову, у некоторых жителей Горецкого края уже целые наборы мебели из лозы собрались. Но интерьер от этого только выигрывает, ведь на деле они легки, прочны и экологичны. Натуральный материал, ручная работа, характерный приятный запах – разве в обычном магазине такое найдешь? Да и настроение лозовые атрибуты неплохо поднимают: они даже в пасмурную погоду словно пронизаны солнечным светом! «История лозоплетения уходит своими корнями в древность, когда люди по всему миру плели из камыша и ротанга, тростника и бамбука, ну, и конечно же, из ивовой лозы. Каждый крестьянин на нашей земле мог похвастаться надежной корзиной, созданной своими руками, – говорит Галина Степанькова. – Поэтому возрождение народных промыслов – своего рода дань уважения предкам и исконному белорусскому укладу».