Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Виктор КУБЕКА

Произвести и использовать

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mailВиктор КУБЕКА

Обычная журналистская однодневная командировка. И маршрут короток: до Белынич и обратно. С Могилевского автовокзала в десятом часу отправляется автобус – комфортабельный МАЗ с мягкими сиденьями, кондиционером и прочими, как нынче принято говорить, «наворотами». Но и цена билета внушительная – 2 рубля 53 копейки. Однако подумалось, что за комфорт и заплатить не жалко.

Обратная же дорога навела на несколько иные мысли. Во-первых, потому, что если до Белынич время в пути составило почти полтора часа, то автобус малой вместимости минского автопарка №2, совершавший рейс из столицы в Могилев, назад домчал за 37 минут. И цена билета оказалась практически вдвое дешевле – всего 1 рубль 31 копейка. Хотя, как известно, в микроавтобусах пассажирские сиденья тоже мягкие и комфорта не меньше.

Для возникновения «зацепистых» мыслей были и другие причины. Например, маршрут считается пригородным, протяженностью всего примерно 40 километров. Естественно, по нему да еще и в утренние часы едет много горожан, стремящихся попасть на дачные участки. А кто же на дачу едет с пустыми руками?! Но тележки, рюкзаки да корзины с трудом вписывались в узкий проход комфортабельного салона. Да и между сиденьями с подобным грузом развернуться трудновато. В автобусе городского типа с этим было бы куда удобнее.

Неестественным казалось и то, что, часто останавливаясь и выдавая билеты вошедшим пассажирам, водитель во время стоянки не выключал двигатель, который бесцельно сжигал топливо. Из всех этих обстоятельств и возникало подозрение, что, во-первых, руководство Белыничского филиала №7 «Облавтотранса» мало заботится о рентабельности пригородных пассажирских перевозок, если так использует дорогостоящую технику. А во-вторых, из первого вытекает и такая цена билета.

Однако в действительности все гораздо сложнее. Оказывается, цены за проезд в автобусах пригородного сообщения устанавливают органы власти без учета рентабельности или убыточности таких перевозок. Тут никакой самодеятельности транспортников быть не может. Почему они такие – Минфину виднее. И с работой на пригороде транспорта повышенной комфортности тоже все понятно. Комфортабельные МАЗы были выпущены заводом-изготовителем специально для этих пассажирских перевозок. И закуплены они за бюджетные средства в каждый районный филиал Могилевского «Облавтотранса» именно для этих целей. А поскольку государство дало деньги, оно и контролирует использование их по прямому назначению. С помощью органов государственного контроля. А выгодно транспортникам такое использование или нет – дело третье. Станешь искать здесь выгоду – получишь, что называется, по шапке.

Появилась ясность и с проездом из Белынич на минском транспорте. Тут все дело в том, что междугородные перевозки в большей степени строятся по рыночному принципу. Раньше на этих маршрутах безраздельно господствовал частник. Он не только устанавливал свою цену за проезд, но даже мог не выдавать билеты: просто предлагал садиться и ехать. И поскольку народ наш в большей части безразличен к соблюдению формальностей, то это «прокатывало». Частным извозом не пользовались только те, кто ездил в командировки, ибо в таких случаях для отчетности они не могли предъявить проездной документ. А частник держал цену чуть ниже, чем госпредприятия, ездил быстрее, не соблюдая никаких графиков. Поэтому и имел нужный пассажиропоток.

Сейчас, приняв вызов в конкурентной борьбе, госперевозчики стали договариваться между собой и снижать стоимость проезда в их транспорте. Также приобрели микроавтобусы, скоординировали графики движения. И нынче, скажем, могилевские и минские автотранспортники доставляют пассажиров в столицу или обратно всего за 6 рублей. Скидка на фоне увеличения платы за проезд по железной дороге срабатывает, поскольку даже при одинаковой стоимости билетов сказывается временной фактор. На микроавтобусе на час быстрее, чем на поезде.

Сопоставив эти два примера, подумалось: а, может, и на пригородных перевозках, где тоже полно индивидуалов, учесть рыночные принципы? Ведь не суть важно, в каком автобусе здесь будут ехать пассажиры. Главное, чтобы они вовремя и комфортно добрались до пунктов назначения. А транспортники использовали бы подвижной состав не в зависимости от его целевого назначения, а с максимальным экономическим эффектом и прибылью для себя.