Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Виктор КУБЕКА

Покупка с нагрузкой

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mailВиктор КУБЕКА

Магазин на селе во все времена был благом. А сейчас — и подавно. Потому что, следуя по пути оптимизации, коснувшейся всех сторон нашей теперешней жизни, потребкооперация свои стационарные торговые точки в малонаселенных пунктах закрыла, как нерентабельные, заменив их автомагазинами, работающими по графику. Так что в маленьких деревеньках в любое время, что захотел, не купишь. Жди приезда автолавки. Да и то, если в ее ассортименте окажется нужный товар. А то еще придется воспользоваться системой предварительных заказов и ждать выполнения вашего желания определенное время.

Конечно, уровень комфортности сельчан такая система организации их торгового обслуживания снижает. Но, как говорят, лучше так, чем никак. И неприхотливых деревенских стариков, совсем не избалованных всею прежней своею жизнью и не претендующих на роскошь в нынешней, она вообще-то устраивает. Тем более что в основном графики приезда автомагазинов во все поры года выдерживаются без существенных сбоев. А их продавцы четко изучили покупательский спрос и привозят именно тот товар в ассортименте, который нужно.

Там же, где двери сельмага открыты согласно графику его работы, потрафить вкусам покупателей труднее, поскольку отраслевые инструкции требуют содержать определенный перечень товаров, причем, как правило, одних и тех же нескольких наименований и разных производителей. Выдержать такие требования несложно. Нынче дефицита нет. Но вот с реализацией в означенные сроки существует проблема. И практически при каждой проверке в любом сельском магазине выявляется так называемая просрочка, т. е. товары с истекшем сроком реализации. Отнести это явление лишь на счет невнимательности продавцов, не уследивших и вовремя не снявших их с продажи, думается, будет не совсем верным. Ведь их никуда не деть, никому не вернуть. А списание — прямые убытки, поскольку производитель уже за них оплату получил.

Выход из положения продавцы находят не совсем этичный и правовой. Покупающим качественный товар сельчанам они предлагают в нагрузку и толику просрочки или подпорченных продуктов: мол, им не в финансовую тягость, а списание уменьшится, и выручка окажется в норме. И просьбам работников местных прилавков — навязывание тут проходит редко — чаще всего внемлют. Хоть и приводит реализация подпорченного товара в итоге к торговле с подпорченной репутацией. Но на селе свои взаимоотношения, свои «уставы».

Еще одной немалой проблемой, которую, правда, к числу всеобщих не отнесешь, в потребкооперации можно считать заготовительную деятельность. Работникам сельских магазинов выдается задание вести заготовку от населения фруктов, овощей, металлолома и других составляющих перечень деятельности заготовительных контор райпо. Ну, с металлоломом все предельно ясно. В основном синюшные добровольные сдатчики тащат его на тележках, прикрепленных к велосипедам, а то и просто на собственном горбу. И движет ими не забота о заготовке вторсырья, а значительно более приземленное желание, после удовлетворения которого они и «приземляются» возле какого-нибудь забора. Но самое важное достоинство этого вида вторсырья то, что оно может полежать в ожидании, когда его вывезут. О других видах заготовок такого, к сожалению, не скажешь.

Приходилось наблюдать, как к сельскому магазину с бесхозных садов, плодоносящих у давно покинутых подворий, десятками мешков таскали спелые яблоки. После взвешивания получали за сданные фрукты деньги. А потом эти мешки с плодами неделями стояли в подсобке магазина, распространяя гнилостный запах. Продавец по нескольку раз на дню звонила начальству с просьбой забрать заготовленное. И получала в ответ либо обещания, которые так и не исполнялись, либо отговорки типа того, что испортился транспорт или же он поехал по другим надобностям.

И последней проблемой нынешней сельской торговли представляется санитарный порядок в торговых залах. Как ни крути носом, а деревенский магазин безошибочно определишь по характерному амбре и по количеству мух, барражирующих под его сводами. Но местные жители на последнюю проблему обращать внимание не склонны, поскольку ко всему привычные. Поэтому и не привередливы к основному благу сельского сервиса — магазину. Но ведь на дворе иные времена. И если уж оптимизировать здесь торговлю, то в отношении качества до состояния городской во всех смыслах. Только такая оптимизация имеет смысл.